МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Сентября 2023 года

13-е воскресенье после Троицы


Луки 10:25-37
25. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26. Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
27. Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
28. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

У древних иудеев существовало довольно интересное сословие - книжники или законники, т.е. знатоки Ветхозаветного Закона. Функция из заключалась в том, чтобы бережно хранить иудейские Священные Писания и заниматься их профессиональным истолкованием. Однако, ко времени пришествия Христа книжники (как и вся иудейская религиозная верхушка) очень любили детализировать Закон, то есть конкретизировать заповеди Торы множеством уточняющих правил. И делалось это в основном для того, чтобы получить толкование, наиболее удобное для самого толкователя.

К примеру, в субботу, Священный день покоя запрещалось переносить вещи из дома в дом. Однако, иудейские мудрецы, размышлявшие над Торой на определенном этапе начали задаваться вопросом: а что значит "из дома в дом"? Как определить, где заканчивается один дом и начинается другой? Ведь в те времена на одном земельном участке могло быть несколько построек!

Размышлявшие над этим иудейские учителя постановили: два дома можно считать разными домами, если они стоят отдельно друг от друга и не соединены никаким материальным объектом (напр. трубой, забором или стеной). И вот, руководствуясь таким толкованием предусмотрительные иудеи поступали так: натягивали между двумя отдельно стоящими домами канат. Так что формально, с точки зрения толкования книжников, два отдельно стоящих дома становились одним домом и вещи из одного в другой можно было переносить.

Или вот, другая заповедь Торы, о которой мы с Вами услышали сегодня во время чтения отрывка из Евангелия: "Возлюби ближнего своего как самого себя" (Левит 19:18). Прекрасная заповедь, отражающая т.н. "Золотое правило" гуманности по отношению к другому человеку. Однако, пытливый ум иудейского раввина задал бы следующий уточняющий вопрос: а кого я могу считать моим ближним? Кого мне следует возлюбить?

Ведь давайте вспомним, в каких условиях была дана народу эта важнейшая заповедь. Это было во время странствия иудейского народа по пустыне, через некоторое время после дарования народу Божьего Закона у горы Синай. Иудеи были избранным Божьим народом, окруженным со всех сторон языческими народами. И представители этих народов в большинстве своём были настолько развратны, настолько погрязли в идолопоклонстве, что Господь повелел истребить их, из Земли Обетованной (Второзаконие 7:16).

И вот, вопрос: можно ли было на момент дарования данной заповеди считать "ближними" представителей этих языческих народов? Или же под "ближним" здесь имеются в виду наиболее непосредственные ближние для любого человека - представители его собственной семьи, его рода или его клана (колена), Избранного Народа в конце концов? И если принимать второе толкование, то эта возвышенная заповедь на самом деле означает "возлюби иудей иудея" и не распространяется на представителей прочих народов? И следовательно, эта заповедь означает "возлюби, но исключительно своих"?

Думаю, именно такими соображениями руководствовался и задававший Господу Христу каверзные вопросы законник, о котором мы услышали сегодня во время чтения Евангелия: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Луки 10:25-29)

Вопрос вполне резонный. Ведь во времена Христа общество состояло не только из иудеев. Были язычники, "эллины" - так их тогда называли. Общение с ними, как считалось, могло осквернить правоверного иудея, так что с ними даже не разрешалось садиться за один стол (см. напр.: Галатам 2:11- 12).

Была и ещё одна народность - самаряне. Об одном из таких мы как раз услышали в сегодняшней евангельской притче. Самаряне были потомками смешанных браков иудеев с переселенцами-иноплеменниками, которых в своё время ассирийский царь переселил на земли разгромленного Северного Царства. Самаряне знали и соблюдали Моисеев Закон, однако иудейская вера у них была разбавлена местными языческими верованиями тех самых переселенцев. Поэтому для правоверных иудеев самаряне были даже хуже язычников - они считались извратителями веры отцов, если использовать более позднюю терминологию - "еретиками". С ними запрещалось даже вступать в разговоры. Не случайно в 4 главе Евангелия от Иоанна самарянская женщина очень удивляется, когда Иисус (иудей) просит воды у неё (самарянки): "Ведь иудеи с самарянами - говорит она - не сообщаются" (т.е. не вступают в общение, Иоанна 4:9).

И вот, принимая во внимание всё, что мы знаем о непростых взаимоотношениях иудеев с язычниками и самарянами, наш законник хочет, что Господь конкретизировал заповедь Моисея: неужели понятие "ближний" распространяется и на тех людей, с которыми нельзя даже вместе садиться за стол? И даже на людей, извративших отцовскую веру?

Иисус дает законнику не просто развёрнутый ответ - Он отвечает целой притчей, целой историей: «На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Луки 10:30-35).

Для иудейских слушателей эта притча звучала в высшей степени скандально. Посудите сами: священник и левит, уважаемые в обществе люди, столпы духовности - предпочитают пройти мимо своего соплеменника, попавшего в беду. Проходят мимо, даже принимая во внимание тот факт, что они должны быть для народа примером практической праведности и верности тому самому Моисееву Закону, который учит любить ближнего как самого себя. Но вот, появляется самарянин. Презренный человек, извратитель отцовской веры, еретик, с которым нельзя даже разговаривать. И этот еретик помогает несчастному. В чём именно здесь "скандальность" притчи, так это в том, что еретик становится лучшим примером соблюдения заповеди Моисеева Закона, чем уважаемые иудеи высокого духовного сана. И на мой взгляд, что делает эту притчу ещё более скандальной для иудейского уха, так это то, что в ней именно самарянин помог иудею, а не иудей самарянину. Враг был способен на милосердие. В отличие от "своих", который на это милосердие оказались не способны. Мне кажется, самарянин знал, как этот иудей бы к нему отнёсся, не будь иудей избит и почти без сознания. И тем не менее самарянин помог иудею. Даже несмотря на то, что иудей, будь самарянин на его месте, вряд ли отплатил бы ему тем же.

И вот, вывод, к которому Иисус подводит своего собеседника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Луки 10:36-37).

Мы видим, что Господь не просто расширяет, но предельно расширяет понятие "ближнего". Ближний это не только твой соплеменник, не только твой единоверец, это вообще любой человек, оказавшиеся рядом с тобой и о котором ты знаешь, что он нуждается в помощи. Таким образом Господь Христос упраздняет старые племенные и этнические границы. Потому что каждый человек, к какому бы народу он не принадлежал и какую бы веру не исповедовал - есть прежде всего человек, сотворенный по образу и подобию Божию. И поэтому, он - твой ближний. И поэтому ты всеми силами должен стараться поступать с ним так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой. Даже при том, что это очень трудно.

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, какое значение эта притча о добром самарянине имеет для нас, современных христиан. Дело в том, что деление общества на "своих" и "чужих" - явление не далеко не новое, оно существовало, думаю, во все времена и в самых разных обществах и культурах. Тут и там люди стремятся найти "своих" и с ними объединиться против "чужих". И даже не важно, по какому признаку пойдет такое деление - по признаку расы, национальности, вероисповедания, языка, цвета глаз или формы черепа. Ни к чему хорошему эти разделения человечество ещё не приводили. Войны, дискриминация, рабство, преследования и ограничение в правах, даже геноцид - вот такие плоды пожинает человечество, ставшее на путь разделения "свой-чужой".

Но Господь Христос предлагает этому разделению альтернативу: в том, что касается любви к ближнему и помощи ближним - все границы "свой-чужой" должны быть упразднены. Это значит, что к любому человеку, независимо от его расы, этнической принадлежности, вероисповедания, религии, языка и т.д. - мы должны относится так, как мы сами хотели бы, чтобы отнеслись к нам. Потому что, как я уже сказал, каждый человек создан по Образу и Подобию Божию. И также потому, что все люди пали в грешном Адаме. И ко всем людям пришёл Христос чтобы принести им свой дар Спасения и Вечной Жизни.

Итак, все люди являются нашими ближними, которых мы должны стараться любить как самих себя. И в особенности это относится к тем, кто попал в беду. "Иди и ты поступай так же" - сказал Иисус, ставя в пример милосердного самарянина. И этот призыв оказывать милость ко всем людям обращён и к нам с вами. Если, например, мы видим, что в беду попал человек другого вероисповедания - мы должны прежде всего помочь ему, а уже потом рассуждать о наших вероучительных разногласиях. Потому что в этот конкретный момент этот человек является нашим ближним. И кстати, потому что ты, дорогой брат или дорогая сестра, также кому-то являешься "чужим". И следовательно, на месте "чужого", нуждающегося в помощи, можешь оказаться и ты. И думаю, бы Иисусу Христу кто-то сказал: «Своих не бросаем», Господь бы ответил: «Никого нельзя бросать». Возможно, это идёт наперекор обыденной логике нашего грешного мира, но именно к этому призвал нас Господь.

Оказывать такую милость ближним - кто бы они ни были - это весьма непросто. Я бы даже сказал, это очень трудно. Поэтому давайте всеми силами стараться оказывать окружающим нас людям именно такую милость и в молитве просить Небесного Отца, чтобы через Своего Единородного Сына Иисуса Христа Он даровал нам силу Своего Святого Духа - чтобы мы научились быть по-настоящему милосердны к людям, кто бы они ни были.

Итак, дорогие братья и сёстры, давайте подведём итоги. Через притчу о добром самарянине Господь учит нас любви к нашим ближним. При этом - как показывает притча - понятие "ближний" предполагает вообще любого человека, в особенности человека, попавшего в беду, и независимо от того, "свой" нам этот человек или "чужой". Самаряне и иудеи ненавидели друг друга. И тем не менее самарянин помогает попавшему в беду иудею. Хотя возможно он и понимает, что иудей на его месте не поступил бы так же.

И таким образом через эту притчу Господь Христос упраздняет старые этнические, религиозные и вообще какие бы то ни было ещё границы. Каждый человек попавший в беду и нуждающийся в помощи, дорогие братья и сёстры, является нашим с Вами ближним. Потому что он тоже человек, он тоже сотворён по образу и подобию Божию. И значит этому человеку мы должны "оказать милость", то есть помочь. Для нас с Вами должен иметь значение каждый человек, а деление на "своих" и "чужих" уже не должно быть для христиан актуально. «(Иисус, отвечая книжнику, сказал:) Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? (Тот) сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 03.09.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

29 Августа 2021 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2020 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Сентября 2019 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Августа 2018 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Сентября 2017 - 13-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
21 Августа 2016 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Августа 2015 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Сентября 2014 - Кто мой ближний? Проповедь на 13 Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
18 Сентября 2011 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Августа 2010 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
17 Августа 2008 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)