МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Января 2024 года

День Богоявления


Матфея 2:1-12
1. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2. где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6. «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».
7. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8. и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11. и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Разрешите, я начну издалека. В детстве мне часто доводилось отдыхать в деревенском доме моих бабушки и дедушки. Находился этот дом в глухой деревне примерно на границе Нижегородской (тогда - “Горьковской”) области и республики Мордовия. Причём чтобы туда попасть, нужно было часа два ехать от моего родного города по шоссе, а потом ещё некоторое время - по просёлочным дорогам, идущим через поля и лес.

И вот, я хорошо помню такой случай из моего детства: однажды, когда мы уже на закате Солнца сворачивали на просёлочную дорогу, наша машина внезапно сломалась. Пока мой отец и дед пытались с ней разобраться, солнце уже зашло. Глубокая ночь, вокруг кроме нас ни души. И вот, мы, двое детей и трое взрослых, внезапно обнаружили себя в ночном лесу, окружённые в буквальном смысле слова густой непроходимой темнотой.
Оставшуюся часть дороги нам пришлось идти до деревни пешком, через леса и поля. Путь занял, наверное, не больше сорока минут, но эти сорок минут я запомнил на всю жизнь. Луна в ту ночь не баловала нас своим светом, и даже слабый свет единственного фонарика не спасал. Поэтому я хорошо помню это жуткое ощущение: когда ты идёшь ночью по пустынной местности, окруженный со всех сторон густой тьмой. И я так же помню тот душевный подъём и ту радость, которые я испытал, когда в дали замаячили огоньки нашей деревни. Этот путеводный свет, служивший ориентиром в кромешной тьме приносил в душу невероятное успокоение. Потому что когда у тебя есть такой ориентир во тьме, ты больше не пребываешь в растерянности и страхе, ты чётко осознаёшь, куда тебе нужно двигаться чтобы выбраться из этой тьмы.

К чему я рассказал такую историю, дорогие братья и сёстры? К тому, что сегодня мы услышали как раз о таком путеводном свете.

Христианская вера оказала огромнейшее влияния на развитие и Западной, и Российской культуры. А потому, есть множество образов, с детства знакомых любому христианину и милых сердцу любого христианина - как в России, так и на Западе.

Вот, например, благообразные картины, связанные с праздником Рождества: младенец Иисус, мирно лежащий в яслях, склонившиеся над ним в умилении Иосиф и Мария; пришедшие для поклонения Единородному Божьему Сыну пастухи; принесшие дары три волхва (т.е. звездочёта, астронома) с Востока - те самые, о которых мы с Вами сегодня слышали во время чтения из Евангелия от Матфея.

И вот как раз на примере истории о тех самых звездочётах с Востока, которую передаёт нам Евангелист Матфей, мы с Вами можем увидеть, что эти укоренившиеся в массовом сознании благообразные картины не всегда соответствуют той действительности, которую мы находим в тексте Священного Писания.

Например, устоявшийся в западной иконографии образ: три волхва, вместе с пастухами поклоняющиеся Младенцу Иисусу. Некоторые поздние церковные предания даже сохранили для нас предполагаемые имена этих волхвов: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Однако, в самом тексте Евангелия от Матфея нигде не говорится, что волхвов было именно трое, а уж тем более не упоминаются их имена. Говорится только, что они принесли Младенцу Христу три дара: золото, ладан и смирну. Однако, количество этих восточных мудрецов не упоминается напрямую.

Или другой пример: пастухи, поклоняющиеся Младенцу Христу рядом с теми самыми волхвами. Меж тем, Евангелист Матфей, описывающий эти события (которые, по его свидетельству, привели в сильное волнение не только царя Ирода, но и всех жителей Иерусалима - Матфея 2:3) ни словом не упоминает о поклонении Младенцу Христу пастухов. По свидетельству Луки, Иисус родился в вифлеемском хлеву, потому что ему и его семье не было места в гостинице (Луки 2:7). А волхвы с Востока поклоняются Младенцу именно в доме (Матфея 2:11). А значит можно предположить, что между событиями Рождества (которые описывает Лука) и поклонением волхвов (которое описывает Матфей) - прошло уже некоторое время.

Ну и наконец, я думаю, очень велика вероятность того, что волхвы склонялись над яслями Младенца Христа отнюдь не с такими умилительными лицами, которые изображаются на картинах. Для восточных звездочётов это было действие, подчинённое определённому дипломатическому протоколу. Это был акт поклонения, т.е. воздаяния подобающей почести Царю и Властителю. И, вероятно, чтобы воздать эту почесть, чтобы исполнить свой долг, они проделали долгий и опасный путь.

Путешествия на дальние расстояния в те времена были делом трудным далеко не безопасным. Что уж говорить о путешествиях в ночное время, которые даже в наш технологически продвинутый век - дело далеко не безопасное. И уж точно это приносит мало удовольствия - идти по диким, безлюдным местам когда вокруг тебя непроглядная тьма. Я - как уже сказал - пережил это на собственном опыте. Но я также пережил на собственном опыте, каким великим счастьем и каким благословением в этой кромешной тьме является путеводный свет. Потому что среди тьмы этот путеводный свет даёт надежду и приносит душе успокоение. Потому что этот путеводный свет чётко указывает тебе, куда нужно идти, и самое главное - напоминает тебе, что у этого трудного пути в непроглядной тьме будет своё окончание.

И вот, именно такой путеводный свет был у волхвов с востока: "(...). И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Матфея 2:9-11).

Мы не знаем точно, что это было за астрономическое явление, о котором идёт речь в тексте Матфея. Конечно, земному наблюдателю кажется, что все звёзды так или иначе движутся в небесных сферах. Хотя на самом деле это наша планета движется вокруг огромной звезды. Но вот, звезда, которая движется перед путниками, следующими за ней - явление точно из ряда вон выходящее.

Однако, чем бы ни была эта Вифлеемская звезда - аномальным астрономическим явлением, Господним Чудом или чем бы то ни было ещё - важно, что у звездочётов с Востока был тот самый путеводный свет, служивший им ориентиром в окружающей их тьме. И они - несмотря на тьму и окружающие опасности - упорно шли, ведомые светом Вифлеемской Звезды, чтобы воздать должную хвалу, честь и поклонение Царю Царей.

Картина, конечно, очень красивая. Но Вы можете спросить, дорогие братья и сёстры: какое отношение вся эта история с путеводным светом имеет к нам с Вами?

Если попробовать продолжить аналогию с путеводным светом, дорогие братья и сёстры, то мы с Вами хорошо понимаем и осознаём: наш мир погружён во тьму. В густую, непроходимую тьму греха, зла, ненависти и насилия. И в этой густой непроходимой греховной тьме мы с Вами как путники в глубокой ночи - вынуждены пробираться практически на ощупь. И вот в этой густой непроходимой тьме нам с Вами более чем необходим путеводный свет, который укажет нам, куда нужно следовать, чтобы из этой тьмы выбраться.

И у нас с Вами, дорогие братья и сёстры, есть такой свет. Как говорит об этом Евангелист Иоанн: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоанн 1:5). И этот Свет - продолжает Евангелист Иоанн - есть "... Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоанна 1:9).

Наш Путеводный Свет во тьме этого мира - Иисус Христос, Единородный Божий Сын, на кресте принявший на Себя смерть за наши грехи (Иоанна 3:14-16) И подобно тому, как звездочёты с Востока всё же дошли до своей заветной цели - потому что во тьме ориентировались на путеводный свет Вифлеемской звезды - так же и нам в окружающей тьме этого падшего и разъедаемого злом мира, нужен путеводный свет Христа.

А следовательно, дорогие братья и сёстры, если мы хотим достичь Спасения, если мы хотим выбраться из тьмы этого мира, утопающего во грехе и зле, нам нужно не сводить глаз с нашего путеводного света, каковым для нас является Христос. Нам нужно сосредоточиться на именно на Путеводном Свете Христа и идти по направлению к этому Свету, какой бы густой и непроглядной не была тьма этого падшего, греховного мира вокруг нас.

А тьма греха и зла вокруг нас, дорогие братья и сёстры, становится всё гуще. Зло всё усиливается. Сегодня во время чтения Евангелия от Матфея мы услышали о царе Ироде, чьё имя в русском языке стало нарицательным, стало синонимом душегуба и жестокого изверга. Как говорят иногда: "Что же ты делаешь, ирод!". А всё потому, что после посещения звездочётов с Востока Ирод повелел вырезать в Вифлееме всех детей возрастом младше двух лет (Матфея 2:16-18). И таких иродов, к несчастью, в греховной тьме нашего мира предостаточно. И как тот самый Ирод из Евангелия, эти ироды как и прежде готовы убивать, причём убивать массово. И даже перед убийством детей такие ироды тоже не остановятся. Недавно мы с Вами перешагнули новый календарный год, однако, увы, ничто не указывает на то, что в наступившем 2024 году ироды всех мастей прекратят свои кровавые злодеяния. А это значит, что тьма греха и зла вокруг нас будет становится только гуще и только непроходимее.

А это значит, что нам, дорогие братья и сёстры, как я уже сказал, нужно не отводить глаз от нашего Путеводного Света - Христа. Как говорит всё тот же Евангелист Иоанн (цитирую в более современном переводе): "... (и) Свет сияет во тьме, и тьма его поглотить не смогла" (Иоанна 1:5, перевод РБО, 2017). А это значит, что какой бы густой и непроглядной не была окружающая нас тьма, эта тьма никогда не погасит Свет Христа.

И этот путеводный свет Христа не просто указывает нам на то, куда нужно держать путь, чтобы выбраться из тьмы зла и неправды. Иисус Христос ещё и подсказывает нам, что нам нужно делать в этом греховном мире чтобы хотя бы немного рассеять окружающую нас тьму. Потому что Он Сам сказал своим ученикам: "...Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матфея 5:14-16).

"Так да светит свет ваш пред людьми" - говорит Господь Христос. А это значит что нам в этом падшем грешном мире нужно распространять вокруг себя именно Свет Христа, а не тьму греха. Нам нужно являть деятельную любовь и милосердие по отношению к нашим ближним. Нужно нести людям помощь, милосердие и утешение, а не страдания, насилие и беззаконие. Нужно делиться с нашими ближними Благой Вестью о Христе, который был распят за наши грехи и воскрес ради нашего оправдания (Римлянам 4:25); который пришел нас спасти чтобы те, кто принял Его как своего Господа и Спасителя "ходили в обновлённой жизни" (Римлянам 6:4), в которой не должно быть места греху, злу и ненависти. Путеводный Свет светит нам и всем людям именно для того, чтобы люди имели возможность выбраться из тьмы, а не уходили во тьму ещё дальше и ещё глубже.

И вот, если попробовать подытожить, дорогие братья и сёстры, звездочёты с Востока дошли до своей заветной цели - колыбели Царя Царей - потому что не сводили глаз с путеводного света Вифлеемской звезды. И мы с Вами, дорогие братья и сёстры, в некотором роде похожи на этих восточных мудрецов: мы с Вами тоже держим долгий трудный путь в непроходимой греховной тьме этого мира, погрязшего во зле и насилии. И в этой тьме, дорогие братья и сёстры, и на этом пути особенно важно не сводить глаз с нашего путеводного света - Христа.

Если вокруг нас греховная тьма, Христос - наш путеводный свет, Который никакая тьма не сможет поглотить. Свет Христа указывает нам путь: показывает, куда нужно двигаться, чтобы выбраться из тьмы этого мира. И Христос как наш Господь и Учитель чётко говорит нам, что нам нужно делать для того, чтобы наш "свет светил перед людьми" (Матфея 5:16), чтобы мы становились в этом мире проводниками добра, любви и милосердия, а не зла, беззакония и ненависти.

Так вот, давайте всеми силами стараться не сводить глаз с Христа как нашего путеводного света в непроходимой тьме этого мира, а также стараться нести Свет Христа окружающим нас людям. Потому что в самые тёмные времена Божий Свет этому миру более всего необходим. "И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед (волхвами), как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

05 Января 2020 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
06 Января 2019 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
07 Января 2018 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
04 Января 2015 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
05 Января 2014 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
06 Января 2013 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)