МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Января 2012 года

3 воскресенье после Богоявления


Римл.1, 16-17

Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых иудею, потом и эллину. В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет».

Кто должен заниматься благовествованием, кто должен возвещать о Христе миру, пребывающему во мраке и тени смертной? Если посмотреть, что об этом говорит Св.Писание, то будет очевидно, что к благовестию призван каждый христианин. Но на практике выходит нечто иное. Фактически, слово о Христе-Спасителе возвещает только священник, да и то в пределах церковных стен. Между тем, люди, участвующие в мессе, и без того знают о Христе. Собственно говоря, именно это знание и побуждает их собираться для слушания Слова и приобщения Св.Тайн. Общение святых, т.е. Христовых верных, разумеется, весьма важно, т.к. его посредством укрепляется вера. Однако, задачей христиан прежде всего является благовествование сидящим во тьме и тени смертной. Таким образом, свидетельство вне церковных стен, вне мессы куда более актуально. Как мы уже говорили в прошлое воскресенье, литургия, т.е. совместное делание народа Божия, не ограничивается мессой, библейским часом или воскресной школой. Оно должно совершаться в каждый день. Должно, но совершается ли? Ведь, если быть откровенным, мы боимся открытого свидетельства о Спасителе. Свою веру мы предпочитаем держать при себе. Но почему? Потому что предпочитаем спокойную жизнь? Потому что боимся подпортить свой имидж в глазах ближних? Или на фоне того, что происходит в стране и в мире, считаем благовествование ненужным? В самом деле, если убрать из средств информации порнографию, сплетни и скандалы, то станут явными серьёзные проблемы: кризис доверия власти в России, кризис в еврозоне, непредсказуемость последствий возможного нападения на Иран, неутешительные прогнозы о нефтяных ресурсах и т.д. Проблема на проблеме. Все они весьма реальны, очень значительны и требуют разрешения, а мы тут будем вылезать с каким-то Христом и Царством Небесным – анахронизм, юродство и не более того. И потом, зачем нам, небольшой общине, нужно что-то делать, когда есть ведущие широкую деятельность крупные церковные организации? Зачем кому-то нужно наше свидетельство, когда и так открываются и строятся церкви, возвращаются к жизни монастыри и всё прочее в том же духе? И действительно, всего за 20 лет, с 1988 по 2008 год в России число только православных приходов увеличилось с почти 7 тысяч до 29, а монастырей с 21 до почти 500. Но за то же самое время Россия стала мировым лидером по абсолютной величине убыли населения, числу разводов, детей, рождённых вне брака и брошенных родителями, количеству абортов, объёмам продаж алкоголя и потребления героина. Так нужно ли нам говорить о Христе? Исходя из вышесказанного, очевидно, что это необходимо делать, потому что, как сказал св.Павел, благовествование есть сила ко спасению. А спасение определяется не количеством церковных зданий, а верой, доверием Богу, упованием на Христа. И не стоит думать, что грядущая вечность никак не связана с современностью. Проблемы страны могут быть решены различным образом. Их можно решать в духе Христа, исходя из любви к ближнему, а можно в более традиционном духе предельного эгоизма, когда единственный интерес составляет личная прибыль в настоящем, а будущее не имеет значения. Но как можно решать проблемы в духе Христа, если не говорить о Нём незнающим? Наше молчание даёт всяческой мерзости дополнительные возможности для торжества. Как сказал в годы нацизма один из лидеров «Исповедующей Церкви» Мартин Нимёллер, «Когда арестовывали католиков, я молчал, потому что я не католик. Когда арестовывали евреев, я молчал, потому что я не еврей. Когда арестовывали коммунистов, я молчал, потому что я не коммунист. Когда пришли арестовать меня, не осталось никого, кто мог бы что-то сказать». Протестные акции, в том числе и те, свидетелями которых мы недавно стали, безусловно приносят пользу и вполне оправданы, но они сражаются с последствиями беззакония, в то время как слово о Христе борется с причиной. А причиной всякого беззакония является вражда человека против Бога, отсутствие мира с Ним, непризнание Его авторитета. Именно поэтому благовествование и является силой ко спасению, причём ко спасению не только для вечности, но и для бытия в видимом мире. Принятие Христа, доверие Ему открывает путь к примирению с Богом; примирение с Богом открывает путь для действия Св.Духа; действие Св.Духа открывает путь к внутреннему преображению, при котором жизнь человека становится выражением его стремления к правде Божией. А если население страны стремится к Божественной правде, то это воистину спасение и для страны и для народа. Причём как в вечности, так и в нынешнем бытии. Ведь, если люди действительно стремятся к Богу и полагают Его заповеди в основу бытия, те уродливые явления, о которых упоминалось, и которые наносят урон больший, чем военные действия, становятся невозможны. Спастись, пребывая во вражде против Бога, невозможно. С Ним должно примириться, а сие примирение возможно только через Христа, Которого мы и призваны возвещать. Веры от слышания, слышание от Слова Божия. Но как можно услышать Слово, если оно никем не возвещается? У нас нет оснований для молчания. Если мы говорим, что любим Бога, значит, должны любить и ближнего. А если мы любим ближнего, то должны благовествовать ему, потому что нам не всё равно, что с ним будет. Или, обладая познанием спасающей истины, ничего не скажем незнающему и будем смотреть, как он гибнет? Разумеется, спокойная жизнь проще. Но за всё надо платить. Какова же цена спокойствия? Настанет день, когда мы предстанем перед Господом, чтобы дать отчёт в своём уповании, в использовании тех даров, которыми Он наделил нас, в обращении с тою истиною, которую Он открыл нам. И если эта истина и дары лежали мёртвым капиталом, если не были пущены в оборот и не принесли прибыль, не постигнет ли нас участь раба из притчи о талантах – того раба, который закопал свой талант в землю?

Христос умер за грехи всего мира. Нет никого, кто был бы изначально исключён из возможности спасения. А это значит, что нет никого, кто бы не нуждался в благовествовании. В нём нуждаются и откровенные безбожники, и те, кто рассуждает о каком-то непонятном «боге в душе», и те, кто исповедует всевозможные лжеучения, которые не становятся истиной от того, что их придерживаются миллионы. Нынешний развращённый и впавший в безбожие мир таков, что нуждается в миссии Церкви ещё больше, чем во времена Апостолов. Причём для того, чтобы быть миссионером, не надо ехать в страны Третьего мира, который в отношении веры сегодня находится далеко впереди Европы. В нашем миссионерском служении нуждаются прежде всего наши соотечественники, наши ближние. Только не надо ждать, что к тебе придут и спросят об истине – иначе можно будет прождать до конца своих дней и так никого и не дождаться. Апостол Павел не сидел и не ждал. Он шёл сам, давая тем самым пример того, что должен делать каждый христианин. У Апостолов не было красивых церковных зданий. Более того. У них бывали и конфликты. Достаточно вспомнить историю отношений Павла, Марка и Варнавы. Но это не мешало им свидетельствовать о Христе и Его Евангелии. Поэтому никакие ссылки на неблагоприятные обстоятельства не являются оправданием нашего бездействия. У нас в руках находится величайшая истина, которой надо гордиться, а не стыдиться. Соответственно, не дожидаясь никаких благоприятных житейских обстоятельств, ей надо делиться с ближними, дабы и они поверили Христу, и это доверие привело их не только к вечности, но и к жизни под покровом Христовой благодати уже в этом мире. «…я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему … как написано: «праведный верою жив будет»». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 22.01.12




Другие проповеди по этому же поводу:

21 Января 2024 - Третье воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
22 Января 2023 - 3-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
23 Января 2022 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2021 - 3 воскресенье после Богоявлени (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2020 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2019 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
21 Января 2018 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2017 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)