МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Января 2021 года

3 воскресенье после Богоявлени


Евр.11, 1-10
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит ещё.
5 Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошёл, не зная, куда идёт.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

Сегодняшнее чтение из Послания к Евреям побуждает нас сосредоточиться на понятии «вера». Слово, являющееся его обозначением – одно из наиболее употребимых в церковном обиходе. Более того: мы с вами называем себя верующими, т.е. понятие веры является определяющим для нас, как для сообщества. Тем не менее, многим свойственно, употребляя сие слово, не понимать, что именно оно обозначает. Например, совсем недавно некий человек сказал мне: «я не верю в коронавирус». Глупо сказано. Глупо, потому что невозможно применить понятие веры к тому, что является объектом рационального познания, научного исследования, научной истины. Тут можно либо знать, либо не знать. И, если не знаешь, ставить эксперименты, которые помогут установить истину. Основное отличие знания от веры в том, что знание удостоверяет объективную истину, которая может быть подтверждена экспериментальным путём. Что же касается веры, то таковая удостоверяет то, что не поддаётся ни научному исследованию, ни вообще какому-либо рациональному пониманию. В этом нет ничего удивительного, потому что Бог, будучи существом совершенно иной природы, стоит выше всякого человеческого разумения, и всё, связанное с Ним, может быть понято лишь в той мере, в которой Он Сам пожелает это открыть.

Бог установил законы, по которым действует видимый мир, но, когда Ему угодно, Он может изменить или вообще отменить их. Когда это происходит, совершаются совершенно невозможные события, настолько не укладывающиеся в рамки обычного сознания, что даже обетования о них выглядят как бред. Никакой рациональной проверке эти обетования не поддаются, поэтому их можно принять только той самой верой, которая, как говорит автор Послания, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». В подтверждение своих слов он приводит несколько примеров, побуждающих нас вспомнить обетование о потопе, данное Ною; обетование о последствиях переселения, данное Аврааму; обетование о рождении сына, данное 90-летней Сарре. Вся видимая реальность была против этих обетований. Во дни Ноя жизнь шла совершенно обычным образом, и никаких катаклизмов, наводящих на мысль о грядущей катастрофе, не происходило. Авраам вполне хорошо чувствовал себя в Уре Халдейском – большом по тем временам городе, где, кстати, уровень комфорта не очень сильно отличался от современного – так что ему просто не-зачем было куда-то идти. А у 90-летних женщин дети не рождаются – это общеизвестный факт, имеющий весьма чёткие научные обоснования. Т.е. не было никаких рациональных оснований верить указанным обетованиям и делать то, что повелел Господь. Но и Ной, и Авраам, и Сарра понимали, что с ними говорит Бог. А слово Божие совсем не то, что человеческое. Они поверили ему, сделали то, что хотел Господь, и впоследствии не имели оснований сожалеть об этом. Почему эти примеры, относящиеся к очень древним временам, актуальны для нас? Потому что в нашей жизни вера играет не меньшую роль, чем в жизни Ноя, Авраама, Сары и многих других людей, о которых повествует нам Св.Писание.

В Послании к Евреям говорится: «3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Мы живём в мире, где научное познание продвинулось очень далеко. А таковое по сути своей материалистично. В числе прочего, оно имеет свою концепцию мироздания, которую обосновывает соответствующими доказательствами. И если по каким-то из пунктов убедительных доказательств нет сегодня, то это не значит, что они не появятся завтра. У нас иная концепция мироздания. Что мы можем противопоставить научной мысли? С рациональной точки зрения ничего. Но в том-то и дело, что мы основываемся не на рациональном познании, а на вере, т.е. на доверии Богу. Именно поэтому, точно также, как Ной, Авраам и Сарра, мы полагаем, что Слово Божие больше человеческого и, если Бог говорит нам, что мир не произошёл сам по себе, а был сотворён, и что видимая реальность создана невидимым Богом, то это так и есть. Мы не знаем, как именно происходил процесс сотворения и, не узнаем, пока пребываем в пределах этого мира, но, тем не менее, посредством веры удостоверяем, что в основе нынешнего мироздания лежит именно акт творения. Однако, вера относится не только к прошлому, но так же к настоящему и к будущему. Например, мы живём в мире, где властвуют грубая сила, ложь, культ денег и многое другое, что мы считаем мерзостью. Почему мы не принимаем этого и стараемся жить в соответствии с такими ценностями, как любовь, служение, самоотречение? Потому что доверяем Богу, Который желает видеть нас именно такими. Обычный человек живёт ради сегодняшнего дня и сегодняшним днём, стремясь всеми правдами и неправдами создать собственное персональное благополучие, причём его ни в малой степени не интересует то, что будет после него. Для примера можете посмотреть на наших, с позволения сказать, правителей. Мы же стараемся жить ради дня завтрашнего. Почему? Да всё потому же: вера. Мы верим Богу, возвестившему нам о Своём Царстве и вечной жизни; мы верим в силу искупительной жертвы Иисуса Христа. При этом никто из нас не в состоянии рациональным образом доказать ни существования Царства Божия, ни силы жертвы Спасителя. Более того. Никто из нас не в состоянии рациональным образом доказать существование Бога. Всё это мы принимаем и удостоверяем верой и только лишь верой. И в этом отношении мы – духовные преемники Ноя, Авраама, Еноха и многих других, положивших в основу своей жизни веру, т.е. доверие Богу.

Мир - сообщество вне Бога - очень не любит нас. Причина сего очевидна. Мы не принимаем его законов и установлений, как единственной возможной данности и непререкаемого авторитета. Мы предлагаем свой путь. Именно поэтому мы мешаем и порою довольно сильно. В лучшем случае на нас смотрят, как на идиотов; в худшем, как на врагов народа. Это конечно тяжело, но тут мы не одиноки. Когда Ной строил ковчег, на него наверняка смотрели, как на ненормального. Не сомневаюсь, что когда Авраам решил выйти из Ура Халдейского, его родственники были совсем не в восторге. Когда Пресвятая Мария приняла открытое ей в Благовещении, она рисковала жизнью. Когда Савл-Павел стал проповедовать Христа, он стал столь лютым врагом для своих соплеменников, что сорок человек поклялись ни есть, ни пить, пока не убьют его. Примеров много. Но кто в результате выиграл – поверившие или не поверившие? Например, тот же Ной остался в живых, когда все остальные погибли. И все доверявшие и доверяющие Богу идут его стопами, потому что посредством веры обретают место в ковчеге спасения. Настанет день, когда мир погрузиться в хаос гибели и смертную тень. И когда это случится, Божий ковчег вознесёт нас к жизни и сиянию грядущего дня. Это опять-таки не доказуемо, это не может быть познано разумом, но мы смиряемся и руководствуемся верой, которая, как говорит автор Послания к Еверям, «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 24.01.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

21 Января 2024 - Третье воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
22 Января 2023 - 3-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
23 Января 2022 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2020 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2019 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
21 Января 2018 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2017 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2012 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)