МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Января 2018 года

3 воскресенье по Богоявлении


Ин. 4:27-30, 39-42
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чём говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

В одном из романов Голсуорси, написанном в 30-х годах прошлого века, рассматривается ситуация, когда человек под дулом пистолета отрекается от христианства и принимает ислам. Ситуация вполне актуальная и для сегодняшнего дня, причём есть люди, которые отрекаются, а есть такие, которые предпочитают стать мучениками, но сохранить верность Христу. Почему же одни поступают так, а другие иначе? Это очень сложная тема, о которой нельзя рассуждать кратко, поэтому остановлюсь только на одном из её аспектов, только на одной из мотиваций, по которым люди могут отречься. Веру во Христа оставляют тогда, когда она не является лично твоей верой. Герой Голсуорси – чисто формальный христианин, поэтому принятие ислама для него не более чем замена одного суеверия другим. А при каких условиях христианство является формальным? Кому-то может не понравиться то, что я сейчас скажу, но, тем не менее, это так: формальной, не твоей личной верой, является вера, полученная по наследству как часть этническо-культурной или семейной традиции. Она некрепка, блюдётся по традиции, в силу принадлежности к какому-то определённому этносу или соцгруппе, а не по потребности. Безусловно, вера должна откуда-то придти, она не возникает на пустом месте, ибо, как сказано в Писании, «как услышать без проповедующего?». И не так уж важно, кто скажет о ней: священник в церкви или кто-то из твоих ближних. Но она не станет лично твоей, если не произойдёт встречи со Христом. В сегодняшнем евангелии мы слышали, как женщина-самарянка, с которой заговорил Христос, рассказала своим соплеменникам, что встретила Мессию. Но только после того, как люди лично убедились в том, что её рассказ соответствует действительности, они уверовали по-настоящему. «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». Однако, легко сказать, да нелегко сделать. Ведь сегодня Господь по земным дорогам не ходит. Каким же образом можно встретиться с Ним?

Митрополит Антоний Сурожский, известнейший проповедник и служитель, носитель величайшей духовности, изначально таковым отнюдь не был. В гимназическом возрасте он очень формально относился к вопросам веры, полученной им вместе со всеми прочими реалиями семейного уклада. В рамках этого же уклада он принимал участие в богослужениях, но внутренне они его никак не затрагивали. Просто повинность, которую надо было исполнить – и не более того. Но вот однажды, в связи с каким-то вопросом, он сел почитать евангелие и вдруг почувствовал, что по другую сторону стола стоит Христос. В этот момент совершился переворот всей его жизни, после которого он пошёл совершенно иным путём, постепенно став тем, кем мы его знаем сегодня. Такова была встреча со Христом будущего митрополита. Не надо думать, что она всегда происходит именно так, ибо Господь подбирает к каждому человеку свой ключ. Однако, совершенно несомненно, что ищущий Христа непременно встретится с Ним – раньше или позже, так или иначе. Почему это столь необходимо? Потому что, если ты встретился со Христом, то вера будет уже не чужая, с которой ты по-знакомился со слов другого человека, но лично твоя. Тебе не просто рассказали, а ты сам убедился – как убедились самаряне, пошедшие посмотреть на Того, о Ком рассказала им их соплеменница. Когда же ты встретился со Христом, то уже нет никаких сомнений и отрекаться не захочется, потому что как можно отречься от очевидности?

Отречение от Христа в связи с насильственным обращением в ислам - ситуация всё же экстраординарная, поэтому поразмыслим о том, какое значение личная встреча со Христом имеет в ситуации ординарной, т.е. в самой обычной повседневности. Можно сказать так: если Христос для тебя реальность, а не абстракция, то твоя жизнь будет иной. Прежде всего потому, что она будет в духе Божием, т.е. в любви, благости, милосердии. Ну, а кроме того, не будут смущать всякие дурацкие идеи, которыми так любят баламутить умы современные средства массовой информации, среди которых инет обладает несомненной пальмой первенства. Некоторое время назад приходит ко мне человек и говорит: у меня сформировалось своё представление о Боге, не такое как в Писании. Спрашиваю: а откуда взялось такое представление? А вот, рассказали. И получается: один рассказал про Христа, другой рассказал про лжехриста типа очередного «бога в душе». Тот, который рассказывал про «бога в душе» лучше умеет нанизывать слова – спрашивается: кому верить? Вот и начинаются шатания. В романе Сельмы Лагерлёф «Иерусалим» описывается деревня, в которой поселился сектант, существенно превосходивший местного пастора в ораторском искусстве. Кончилось тем, что практически вся деревня совратилась в ересь. Но если ты действительно встретился со Христом, то тебя уже никто не смутит и не совратит, потому что ты сам прекрасно знаешь, Кто есть Истина и что есть Истина. Божья Истина только одна – никакой другой нет. Когда это понимаешь, то всякие глупости, имеющие вид сверхразумности, а то и таинственности, становятся неинтересны. И ещё один момент. Встреча со Христом помогает понять всю относительность наших обычаев и обрядов. Истина не в них. Истина во Христе. Поэтому главное – быть с Ним, иметь веру в Него, т.е. полное доверие, а все обряды есть не более, чем вспомогательные средства.

Не надо думать, что встреча, о которой мы говорим сегодня, должна быть единственной. Любой нормальный специалист постоянно обновляет свои познания, чтобы остаться специалистом, а не деградировать. То же самое и в духовной жизни. В вере нужно постоянно обновляться, потому что это не некое один раз и навсегда данное состояние, типа один раз вошёл и будешь постоянно находиться. Живая вера потому и живая, что живёт своей жизнью: может возрастать, а может и умаляться. Её можно даже утратить. Тем более, что враг силён и искушения приходят постоянно. Поэтому искать общения со Христом нужно не один раз, а постоянно. Искать постоянно, чтобы время от времени по изволению Господнему прикасаться к Божественности, к вечности, к свету Царства и через то, обновляясь, укрепляться на пути спасения, и в каждый день бытия идти по нему к вратам вечности. «…уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

21 Января 2024 - Третье воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
22 Января 2023 - 3-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
23 Января 2022 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2021 - 3 воскресенье после Богоявлени (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2020 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2019 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2017 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2012 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)