МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Мая 2017 года

Вознесение Господне


Деян.1, 1-12
Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

Услышанные сегодня стихи из Книги Деяний Св.Апостолов позволяют бросить взгляд на удивительный период между Воскресением Спасителя и Его Вознесением. Последние дни земного служения, время последних научений, обладающих особенной силой, потому что наглядное доказательство Божественности Христа, Его мессианства – воскресение из мёртвых – уже явлено. Соответственно, истинность Его учения очевидна. О чём же Господь говорит ученикам в эти последние 40 дней? О Царствии Божием, т.е. о бытии в Божественной реальности, причём, скорее всего, не только в грядущем, но и в настоящем, т.е. о житии в реальности Божьего царства уже здесь и сейчас. Я полагаю, что сказанное Иисусом в эти дни было чем-то вроде суммы всего сказанного раньше, ибо, когда приближается время расставания учителя с учениками, учителю свойственно стремиться к обобщению всего ранее переданного, чтобы самое главное, самое основное было как можно прочнее усвоено. И вот, перед самым расставанием, перед возвращением Иисуса в состояние, из которого Он вышел через вочеловечение, звучит самое последнее, самое главное: «вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Это поручение, формулировка сути того, чем ученикам предстоит заниматься далее, а вместе с этим и обещание о ниспослании силы, которая позволит выполнить порученное. Всё хорошо, всё правильно. Но неким диссонансом на этом фоне звучит вопрос учеников: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?». Такой вопрос можно было бы понять три или даже два года назад, но вот сейчас – после всего сказанного, после крестного пути и Голгофы? После того, как было наглядно явлено во исполнение пророческого обетования, что Мессия есть Мессия страдающий? Это поистине невероятно, но даже сейчас, перед самым Вознесением, ученики ещё не понимают, что Мессия пришёл не ради удовлетворения политических амбиций Израиля и что Его Царство не от мира сего.

Иудеи так и не поняли этого, несмотря на то, что с момента Вознесения прошло 20 веков. Они до сих пор ждут Мессию в традиционном понимании – в том самом, которое прозвучало из уст апостолов перед Вознесением. Увы, христиане тоже не на высоте, хотя, благодаря Реформации, верным вновь открылся высочайший авторитет Божьего Слова, а само это Слово стало общедоступным. Тем не менее, и сегодня у многих нет правильного понятия о том, ради чего пришёл Христос и как строить отношения с Ним. Для многих христиан Он остаётся универсальным страховым полисом, защитником от неприятностей, целителем болезней, охранителем деловых начинаний и т.д. А если всего этого нет, то зачем Он тогда вообще нужен? И чего только не накручивается вокруг Христа – даже национальные идеи, ибо Церковь очень часто выступает именно как выразительница национально-государственных или этнических интересов. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в историю РПЦ. В наших рядах, впрочем, не лучше. ELKRAS до сих пор не может распроститься с немецкостью, а в начале процесса возрождения нашей Церкви очень часто звучал лозунг: «Восстань, Ингрия, из пепла твоих церквей». Но Христос пришёл на землю не для того, чтобы возрождать этносы, создавать национально-культурные автономии, страховать бизнес и всё прочее в том же роде. Он пришёл для того, чтобы открыть перед людьми Царство Божие, дать им возможность приобщиться к нему, дать им возможность стать его гражданами уже сейчас. Он пришёл для того, чтобы люди могли возвыситься до образа Божия насколько это возможно в нынешнем несовершенном состоянии, максимально приблизиться к Истине и тем самым обрести возможность участия в Царстве, когда оно придёт в силе и славе. А оно придёт, ибо так было возвещено будущим апостолам: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Иисус вознёсся, тем самым обретя вездесущие и приняв в свои объятия всё мироздание. Он слышит Своих верных, откуда бы они ни взывали к Нему. Наше общение с Ним не ограничено никакими внешними обстоятельствами. Молитва, вознесенная перед мраморным алтарём в старинной церкви, имеет такую же силу, как молитва, вознесенная в тюремной камере. Наши возможности для общения с Господом не ограничены ничем кроме нашей собственной лености. Только сии возможности надо использовать с умом, памятуя о том, что Христос пришёл не для того, чтобы восстанавливать или укреплять земные царства, а для того, чтобы вести верных в Царство Божие. Вот к этом царству и будем стремиться, собирая сокровища на небесах и заботясь не о том, что преходяще, а о том, что вечно. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

30 Мая 2019 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
10 Мая 2018 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2015 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2010 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2008 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)