МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Мая 2019 года

Вознесение Господне


Пс.109, 1-4
1. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
2. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
3. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.
4. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

После Вознесения Христа о Нём стали говорить, как о сидящем одесную, т.е. по правую руку Отца. Это утверждение находится в произносимом всеми нами Символе веры, есть оно и в Писании. Например, в услышанном сегодня Псалме 109: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня». Неудивительно, что церковная живопись обогатилась многочисленными изображениями Св.Троицы, на которых Иисус действительно сидит справа от почтенного старца, а над Ними парит Св.Дух в виде голубя. Красиво, благопристойно, но увы, не имеет никакого отношения к реальности. Хотя бы потому, что Бог-Отец не подобен человеку и вочеловечение Иисуса Христа было умалением Божественной сущности. Поэтому изображение Бога-Отца в человеческом облике умаляет Его величие и потому кощунственно. Но если Бог не человек и, никто не знает, как Он выглядит, то как можно говорить о правой стороне? Только символически. Правая сторона означает прежде всего почёт, а кроме того отражает тот факт, что по Вознесении Иисус находится там же, где Отец, а местом пребывания Отца является вся Вселенная – нет такого места, где бы Его не было. Соответственно, во Вселенной нет такого места, где бы не было Иисуса. Сегодня мы отмечаем Вознесение Господне, т.е. завершение земного служения Христа и принятие Им под Свою руку всего мироздания. Псалом 109, который мы читали сегодня, считается мессианским, т.е. говорящим о Иисусе Христе. Что ж, с этой точки зрения вполне понятно сказанное там и о сидении одесную и о вечном священстве по чину Мелхиседека, т.е. не по человеческому чину, а по Божественному. Но как тогда понимать слова о господстве Христа над врагами? «…сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлёт Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих». Господствует ли Иисус среди Своих врагов? И вообще кто эти враги? Если не забираться на невидимую сторону творения, чего однозначно не стоит делать, то получается, что враги Господни – это те, кто отвергает Его, противодействует Ему. Уж не про нас ли это? Ведь своими грехами мы отрекаемся от Христа точно так же, как в ночь предательства отрёкся Пётр. Нет, не про нас. Мы грешники – это правда. Но в том-то и дело, что мы осознаём свою греховность, свою нищету и потому стремимся к Иисусу, стремимся быть с Ним. Мы ошибаемся и падаем, но не считаем состояние падения нормальным, стремимся встать, очиститься и идти дальше. Мы грешники, мы блудные дети, но не враги. Кто же тогда именуется врагами? Те, кто считает грех нормой бытия, причём не только считает, но и всячески продвигает свои воззрения, в т.ч. и силой, посредством принятия соответствующих законов. Враги Господа – это те, кто шельмует Божьих верных для того, чтобы если не подчинить их, то хотя бы заставить замолчать, заставить прекратить благовествование. Нынешняя эпоха в этом отношении далеко превосходит времена императорского Рима, так что, если мы хотим увидеть исповедников и даже мучеников, нет никакой необходимости лезть в Древнюю Историю - исповедники и мученики являются нашими современниками. И каждая неделя приносит новые известия с фронта войны против Христа. Но если так, то можно ли сказать, что Христос, по слову Псалма, господствует среди Своих врагов? Для правильного ответа на этот вопрос надлежит иметь в виду следующее:

В Псамле 109 сказано: «сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Доколе. Т.е. речь идёт о протяжённом во времени процессе, который, как следует из Писания, завершится Вторым Пришествием, когда история нынешнего мира будет окончена, а Царство Божие придёт в силе и славе. Но это завершение, а пока что он идёт. И хотя господства над врагами пока нет, но нет и торжества врагов. Да, народ Божий гонят, костёлы жгут и взрывают, христиан убивают, стараются заставить замолчать, разлагают Церковь изнутри, но, несмотря на всё это, она стоит, потому что Господню силу сломить невозможно. А именно ею мы и сильны. В Вознесении Господь обрёл вездесущие, поэтому вне зависимости от того места, где собираются Его ученики, они обретают Его силу.

Мы находимся на войне, которая длится много веков. Задача каждого из нас - одержать победу, т.е., несмотря на все искушения и испытания, остаться верными Христу и творить Его волю. И каждый из нас вносит свою лепту в нашу общую грядущую победу – победу Божьего народа, которому Воскресший и Вознесшийся Христос дарует Свою силу и благословение вплоть до того дня, когда исполнится время, и Он придёт в этот мир, дабы окончательно и навсегда положить врагов креста в подножие ног Своих. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

10 Мая 2018 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2017 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2015 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2010 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2008 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)