МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Декабря 2019 года

Рождество Христово


Лк.2, 15-20
15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, как им сказано было.

Представьте себе такую ситуацию: вы только что привезли жену с новорожденным сыном из роддома, по этому случаю собрались родственники, вы все вместе отмечаете радостное событие. И тут вдруг в квартиру вваливаются совершенно незнакомые люди самого простонародного вида и начинают нести совершенно непонятно что, ссылаясь при этом на небесные силы. Причём говорят не о ком-нибудь, а о вашем сыне. Что вы сделаете в подобно случае? Скорее всего, ужаснётесь внезапному вторжению, проклянёте себя за то, что забыли запереть дверь, а потом примете меры к тому, чтобы незваные гости исчезли как можно быстрее. И когда они исчезнут, вы постараетесь как можно быстрее успокоить перепуганное семейство и забыть о появлении незнакомцев. Ну, естественно, и то, что они говорили. Такая реакция будет вполне нормальной, и было бы странно поступить как-то иначе. Но в Святую Ночь всё выглядит иначе. Никто не пугается, не изгоняет пастухов, вторгшихся в гостиничный загон для скота, где пребывает Св.Семейство. И отношение к их словам весьма внимательное. Как слышали мы сегодня в Евангелии, «а Мария сохраняла все слова сии, слагая их в сердце Своём». Почему же Святое Семейство реагирует на приход пастухов и на сказанное ими именно так? Наверное потому, что и без того с рождением Иисуса было связано много удивительных событий. Вспомним, например, при каких обстоятельствах происходило Благовещение, когда Мария впервые услышала о Божественной сущности своего сына. Согласитесь, явления Ангела происходят не каждый день, и та весть, которая возвещена Марии, а потом Иосифу, никак не укладывается в рамки обыденной реальности. Последующие события добавляли к этой вести всё новые и новые невероятности. Разумеется, уже совершившееся побуждало отнестись к сказанному пастухами со вниманием. Но вот поверила ли Мария услышанному? Точнее: поверила ли до конца? Нам очень трудно, почти невозможно об этом судить, ибо как постичь мышление человека совершенно иного времени и менталитета? Однако, осмелюсь предположить, что до конца не поверила – об этом свидетельствуют писания евангелистов, в которых пусть и скудно, но описываются отношения между Иисусом и членами Его земной семьи. Тем не менее, слова, сложенные в сердце Марии в Святую Ночь, не были забыты. Вспомните свадьбу в Кане Галилейской - именно Мария выступает в роли инициатора чуда превращения воды в вино. Почему я вспомнил об этом? Потому что это свидетельство того, что услышанные Пресвятой Девой удивительные слова об Иисусе, в т.ч. и слова пастухов не пропали, но принесли плод. А если и после событий в Кане вера Марии не была полной, то не стоит этому удивляться – уж слишком невероятной была правда об Иисусе. Было бы куда проще поверить в Него до конца, если бы Он пришёл со стороны во всём ореоле Божественного величия. Но когда объявленный Мессия не просто проживает в твоём доме, начиная с младенческого возраста, но и рождён тобою, поверить трудно. Впрочем, так наверное происходит с большинством матерей. Каких бы высот ни достигли дети, для матери они по-прежнему остаются несмышлёнышами. К чему всё сие сказано?

К тому, что правда об Иисусе по-прежнему слишком велика и невероятна, чтобы вместить её полностью, потому что невозможно человеку полностью понять Бога. Мы и не понимаем, не вмещаем. Потому, собственно, и грешим. Грехи-то ведь наши собственные, равно как и приводящие к ним желания. Поэтому они совершенно понятны, логичны и вместимы. А Иисус есть Истинный Бог, Который имеет совершенно иную сущность. Да, в вочеловечении Он внешне уподобился нам, но Богом быть не перестал. Как можно понять и вместить существо, принадлежащие к совершенно иной реальности? Соответственным образом воспринимаются и Господни деяния. Например, Божий план спасения. Понятно, в каком направлении он нас ведёт, но вот куда именно – не очень, потому что никто из нас не в состоянии представить себе, что такое Царство Божие. Многие детали этого плана тоже не вмещаются в рамки человеческого сознания и потому с точки зрения земной логики представляются по меньшей мере странными. Вот тут и находится точка выбора – примерно такого же, какой был у Марии: выставить пастухов с их рассказами за дверь или сложить их слова в сердце своём. Этот выбор определяет разницу между верующими и неверующими. Неверующие побыстрее отделываются от пастухов с их странными речами, а мы складываем их слова в своём сердце. Мы слышим Слово Господне во время богослужений, мы слышим об Иисусе при самых разных обстоятельствах. Услышанное не всегда понятно до конца. Помню неоднократно звучавшее из уст наших прихожан высказывание: вот, Иисус говорит так – не представляю, как это может быть, как можно так сделать. Это не значит, что сказавшие сие – плохие христиане. Это вполне нормально. Как уже было сказано, Слово Божие не всегда вмещается в наше отягощённые земными сущностями сознание. Просто не надо отвергать его. Не отвергать, но, подобно Пресвятой Деве, допустить его в своё сердце. Потому что если оно окажется там, то не пропадёт. Не пропадёт, потому что Слово Божие, слово Иисуса Христа не бывает напрасным – в свой час оно непременно принесёт плод. А какой плод может принести Слово Божие в наших душах? Как свидетельствует Св.Писание, оно приносит плод в жизнь вечную. Не мгновенно, но постепенно, побуждая всё больше и больше вмещать Иисуса, всё больше доверять Ему, подобно тому, как постепенно начала доверять Ему св.Мария, за что и сподобилась вместе с апостолами получить Дары Св.Духа в День Пятидесятницы.

На протяжении жизненного пути мы будем слышать об Иисусе из самых разных источников: и слова Св.Писания, и свидетельства людей, соприкоснувшихся с Господом, и свидетельства о таких людях и многое другое. Будем поступать подобно Марии, слагая услышанное в сердце своём, даже если не можем поверить услышанному до конца. Слагать, чтобы, когда придёт время, это услышанное возвысило нас к Богу и принесло обильный плод в жизнь вечную. «И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая их в сердце своём». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 25.12.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Декабря 2023 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2022 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2021 - Праздник Рождества Христова (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2020 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2018 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2017 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2016 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2015 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2014 - Звезда Вифлеема сияет над всем миром. Проповедь на день Рождества. (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2013 - РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2012 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2011 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)