МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Декабря 2023 года

Рождество Христово


1 Тимофею 3:16
3. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4. и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6. от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7. желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
8. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9. зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10. для блудников, мужеложников, человекохищников, [клеветников, скотоложников,] лжецов, клятвопреступников и для всего, что противно здравому учению,
11. по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12. Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13. меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14. благодать же Господа нашего [Иисуса Христа] открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
15. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

Сегодня мы отмечаем Рождество - праздник Рождения нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Но если точнее - сегодня нам следует размышлять о Бого-воплощении. Что такое "Воплощение", что означает это слово?

Как Вы наверняка догадываетесь, слово "Воплощение" происходит от слова "плоть", что означет физическое тело. Т.е. "воплощение", или точнее "Боговоплощение" - это принятие на себя Самим Богом физического тела. Как говорит об этом Св. Ап. Павел в Послании к Филиппийцам: "Христос (будучи равным Богу) уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Филиппийцам 2:7). А Св. Евангелист Иоанн говорит в некотором роде проще, но в некотором роде и сложнее: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его (Иоанна 1:14).

"Бог принял образ раба". "Слово стало плотью" - т.е. физической оболочкой, физическим телом. В состоянии ли мы это понять? Точнее: в состоянии ли мы точно определить, что такое Боговоплощение и как вообще происходил этот процесс? Боюсь, что нет.

А вопросов здесь для пытливого ума может быть множество. Например: как мог Бесконечный Бог стать конечным человеком? Как мог Беспредельный быть ограничен в пространстве? Как мог Бог, будучи нематериальным - стать материальным?

Такого рода вопросы будоражили умы просвещённых богословов почти что с самого начала истории Церкви. Так что, например, в V в. н.э. отцы Эфесского собора вступили в ожесточенный спор с константинопольским патриархом Несторием. И спорили они (с Несторием) о том, как именно соотносятся во Христе божественная и человеческая природы. А потом из этого вопроса последовало ещё множество вопросов, например: если у Христа две природы - Божественная и человеческая - как соотносятся во Христе Божетсвенная и человеческая воли?

Итак, вопросов множество. И вопросы это весьма непростые. В состоянии ли мы понять масштаб этих тайн Боговоплощения? В состоянии ли мы дать описание всех этих явлений?

Если нет - то, думаю, мы с Вами, дорогие братья и сёстры, в этом нашем непонимании не одиноки. Потому что как мы с Вами сегодня услышали во время чтения из Послания к Тимофею, даже Апостол называет суть боговоплощения - "тайной": "И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе" (1 Тимофею 3:16).

Это очень интересный отрывок для понимания того, как Рождение Христа и Воплощение Самого Бога относятся к нам. Так вот, давайте посмотрим на этот отрывок и поразмышляем над тем, чем для нас является Боговоплощение.

Но сначала, я думаю, нужно отметить: многие исследователи полагают, что в этом отрывке Апостол цитирует раннехристианский гимн, который, очевидно, он услышал в одной из грекоязычных христианских общин. А это показывает, что для христовых верных Воплощение Христа, т.е. пришествие Христа во плоти - было одним из столпов (т.е. главных принципов) веры с самых ранних времён. Представьте себе: Новый Завет ещё даже не был полностью написан, а христиане уже - как писал о них римский историк и администратор Плиний Младший - "воспевали гимны Христу как Богу" (Письмо Траяну. Письма, Кн.X, П.96)

Итак, Боговоплощение Апостол называет "великой тайной благочестия": то есть великой тайной религии, великой тайной христианской веры. И это, дорогие братья и сёстры, ещё одно подтверждение того, что эту тайну мы, увы, не в состоянии понять. Потому что если уж Боговоплощение было тайной для Св. Ап. Павла, которому Сам Христос явился по дороге в Дамаск - то что уж говорить о нас, несчастных грешных смертных?

Однако, даже если мы не в состоянии понять эту Тайну Боговоплощения, к счастью для нас, в услышанном нами сегодня тексте Апостол не ограничивается простой констатацией того, что Боговоплощение это тайна. Он также говорит о том, что за этой Тайной последовало. Вернее, он говорит о том, каковы были результаты этого Воплощения.

И вот, давайте посмотрим, что же это за результаты, что это за плоды Боговоплощения. "Бог - говорит Апостол - явился во плоти". А что последовало дальше? А дальше Бог "оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе".

И если принять ту самую версию о том, что эти строки - отрывки из раннехристианского гимна, то на их примере мы можем увидеть, во что верили наши с Вами предшественники много лет назад и какие вероучения были для христиан действительно важными.

Явившись во плоти, - говорит Апостол - Бог "оправдал Себя в Духе". Греческое слово, переведённое здесь как "оправдал" можно понимать и как "подтвердил", "доказал". Это означает, что действием Своего Святого Духа Господь Христос подтвердил и доказал свою Божественность. Не случайно Сам Христос говорит о том, что фарисеи, предписывавшие действие Святого Духа нечистой силе совершали непростительный грех - действие самого Бога они считали действием сатаны (Мф. 12:31–32). И т.о. фарисеи демонстрировали верх закоснелости и неверия. Однако, Господь Христос изгонял бесов, а также - как учит нас Священное Писание - совершал многие другие удивительные чудеса - именно силой и действием Божьего Святого Духа. И это было прямым следствием, прямым подтверждением и доказательством Его Божественности.

Далее. "(Бог) - говорит Апостол - показал Себя Ангелам". Эти слова относятся к Вознесению Христа, который пройдя путь Крестной Смерти победил саму смерть. Так что Христу отныне покорено всё творение, включая могущественных ангелов. Как сказано об этом в 1-м послании Петра: "(Христос), восшед на небо, пребывает одесную Бога и (Ему) покорились Ангелы и Власти и Силы" (1 Петра 3:17). Напоминаю, что ангелы в Священном Писании описываются как очень могущественные существа, обладающие колоссальной силой. А значит эти слова - о Христе "показавшем Себя Ангелам" - напоминают нам о том, что за нас умер и искупил нас Своею Святою Кровью Тот, кто выше и могущественнее ангелов.

Далее. Бог "проповедан в народах (и) принят верою в мире". Эти слова относятся к росту Христовой Церкви, сначала по всей Римской империи, а затем и по всему земному шару. Представьте только: из небольшой группы - не более семидесяти человек - Церковь разрослась так, что теперь на всех континентах, люди разных рас и народностей, говорящие на разных языках - принимают Христа как свовего Господа и Спасителя и славят Его Святое Имя. И наш приход - как бы немногочисленнен он ни был - тоже являет собой небольшую веточку на этом огромном Дереве Христианской Церкви, рост которого продолжается и по сей день. Вдумайтесь только: это означает, что мы и ещё множества и множества людей, будь Скандинавии, Африке, Австралии или Латинской Америке - все мы на фундаметально уровене являемся членами Единого Церковного Тела, единого организма. И более того, в рост этого Церковного Дерева, Единого Тела во Христе каждый из нас способен внести свой посильный вклад, рассказывая о Христе нашим ближним.

И ноконец, Бог "вознёсся во славе". Эти слова относятся к тому факту, что Христос - как говорит Послание к Евреям - наш Первосвященник, вошедший для нас в Небесное Святилище. Он - наш ходатай перед Богом Отцом. Как сказано о Нём в послании к Евреям, Он есть "ходатай Нового Завета" (Евреям 9:15), который приобрёл нам Вечное Искупление (Евреям 9:12, т.е. буквально - "(навечно) выкупил нас в собственность" Богу Отцу). Так что теперь благодаря Христу мы получаем прощение грехов и где бы мы ни были, в любое время дня или ночи мы можем обратиться к Творцу Неба и Земли, называя Его Отцом.

Ну что же, если попробовать подытожить. Вы спросите, дорогие братья и сёстры, почему я так долго и подробно разбираю слова этого древнехристианского гимна?

Потому что именно этот гимн очень хорошо показывает, что для нас, христиан Воплощение Христа - это не какая-то возвышенная богословская теория. Это именно, если там можно выразиться, практика, то есть то, с чем мы с Вами каждодневно сталкиваемся в нашей жизни.

Как я уже говорил однажды в одной из своих проповедей: "Мы не в состоянии это понять. И это нормально". Мы совершенно не понимаем, как именно происходил процесс Боговоплощения и всё что с ним связано. Но все эти плоды Боговоплощения, о которых идёт речь в этом гимне - напрямую касаются каждого из нас.

Что это за плоды? Это плоды, которые, как мы уже увидели, Христос дарует верующим в Него, дарует Своей Церкви: это прежде всего дар прощения грехов (а как хорошо выразился однажны Доктор Лютер, "где прощение грехов там жизнь и Спасение"); это дар христианского общения с Богом как с нашим Небесным Отцом в молитве; это помощь и утешение, которые дарует нам Дух Христов, Святой Дух; наконец, то, что в Апостольском символе веры называется "общением святых" - то есть общность Христиан в едином Церковном Теле, единство Христиан в Христовом Таинстве Святого Причастия. А во время этого Таинства мы становимся причастны Самому Богу, едины с Самим Христом, как Он и Сам говорит в Евангелии от Иоанна: "Ядущий плоть Мою и пьющий кровь Мою пребывает во Мне и Я в нем" (Иоанна 6:56). И эта возможность быть причастными Самому Богу, стать едиными со Христом - она вот здесь, на алтаре, стоит только руку протянуть. Одним словом, эти великие дары - всё то, что оставляет нашу христианскую жизнь - те великие Дары Спасения, которые принесло нам Боговоплощение.

И думаю, именно для этого, дорогие братья и сёстры, в Церкви и устоялся обычай праздновать Рождество, праздник Боговоплощения: для того чтобы каждый из нас ежедневно помнил об этом Боговоплощении и самое глевное - не боялся применять плоды этого Воплощения к себе и к своей жизни. Когда ты понимаешь, что ради тебя воплотился Сам Творец Неба и Земли - твоя жизнь уже не будет прежней.

И вот именно поэтому каждому из нас - не только в день Рождества, но и в каждый день нашего бытия - следует помнить о том, что Воплощение Христа произошло для нас. И помнить о том, к каким великим дарам Спасения мы имеем доступ благодаря этому Воплощению. "Велика - говорит Апостол - благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе".


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Декабря 2022 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2021 - Праздник Рождества Христова (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2020 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2019 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2018 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2017 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2016 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2015 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2014 - Звезда Вифлеема сияет над всем миром. Проповедь на день Рождества. (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2013 - РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2012 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2011 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)