МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Июня 2020 года

1 воскресенье после дня Cв.Троицы


Лк.16, 19-31
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.

Притча о богаче и нищем Лазаре, которую мы прочитали сегодня в Евангелии от Луки, совсем не так проста, как может показаться на первый взгляд, и ведёт к серьёзным размышлениям. Например, о богатстве и бедности. Является ли бедность угодной Богу? Является ли богатство отягощающим обстоятельством, препятствующим спасению? В своё время большевики, хотя и не провозглашали публично, но активно применяли на практике принцип «чем беднее, тем святее». Этот принцип стал идеологическим основанием для расправы с состоятельными людьми, в т.ч. и на деревне в виде раскулачивания. Не получается ли, что они действовали в соответствии с Евангелием? Ведь Иисус призывал раздать деньги нищим. Первая община в Иерусалиме жила именно так, т.е. люди продавали своё имущество и, как сказано в Книге Деяний, разделяли всем, смотря по нужде каждого. А когда одна супружеская пара не отдала все деньги, то кончилось это очень плохо. Сегодняшняя притча как будто в том же духе. Ну, положим, что богач мог получить своё богатство путём каких-то недостойных деяний: обмана, ограбления и т.п. Но что достойного совершил Лазарь, почему он оказался на лоне Авраамовом? Просто потому, что был нищим? Не получается ли, что приобретение богатства есть путь, осуждённый Богом, а бедность ведёт к оправданию? Не получается ли, что богатый человек apriori плох, а бедный хорош; что нищета – вернейший путь к Царству Божию? Если исходить из такой предпосылки, то большевисткая Россия должна была стать средоточием святости – между тем она стала средоточием войны против Бога. А бедные, дорвавшиеся до власти, устроили такой социальный эксперимент, что мы до сих пор не можем справиться с его последствиями. В то же время мы имеем множество примеров того, как состоятельные люди думали о ближних и сделали немало для улучшения их жизни. Достаточно вспомнить существующий и поныне больничный комплекс на Девичьем поле, полностью построенный на частные пожертвования. А тогда строили не так как сейчас: строитель передавал городу полностью оборудованный госпиталь, а не голые стены. Так что же – бедность хорошо, а богатство плохо? Нет. О чём же тогда говорит Господь?

Если размышлять над притчей в контексте всего сказанного Спасителем, то мы увидим, что дело не в богатстве как таковом, а в его использовании. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача». Бог даёт человеку различные дары, которые должны использоваться не ради построения личного благополучия в одном отдельно взятом доме, а для служения Богу, для исполнения Его воли. А служение Богу осуществляется в первую очередь через служение ближним. И, если тебе дано богатство, то оно должно использоваться для служения, а не для того, чтобы сходить с ума от того, что не знаешь, куда потратить средства: то ли ещё один дворец построить, то ли футбольный клуб купить, то ли коллекционировать бриллианты. А до ближних дела нет – пусть себе дохнут. Недавняя авария на норильском никелевом комбинате – очень показательный пример именно такого отношения и к людям, и к среде, в которой те вынуждены жить. Поистине, владелец «Норникеля» вполне соответствует образу богача из притчи, который каждодневно объедался, не проявляя никакого интереса к человеку, умиравшему от голода у его ворот. Спасти этого умирающего было проще простого, тут не требовалось никаких особенных усилий, никаких героических жертв. Но богач и пальцем не пошевелил, за что и был ввергнут в место мучений. Прискорбный финал. Но таковой был определён не богатством, а полным пренебрежением к ближнему. Однако, разве ближними пренебрегают только богатые? Ничуть. Поэтому притча адресована каждому человеку, вне зависимости от размеров его имения. Каково твоё служение, чем и как ты послужил? И вообще, кому ты служил - Богу и ближнему или только самому себе? Если только себе, то не удивляйся результату, в котором самое страшное – его неизменяемость, невозможность что-то исправить: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». А теперь такой момент: если Господь так сильно любит нас, что почему бы Ему не дать ясных знамений о том, что должно быть и чего не должно быть? – что-то типа того, о чём просит богач: «если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Представьте, насколько всё стало бы проще, если бы миру явились апостолы и святые со свидетельством истины. Но так не происходит. Почему?

Потому что все знамения уже даны. Христос воскрес из мёртвых, явился ученикам, вознёсся и даровал им Святого Духа, что сделало возможным их свидетельство. Более того. Он вдохновил евангелистов, дабы их посредством мы получили верное Слово Божие, которого совершенно достаточно для того, чтобы уверовать во Христа и, как говорит св.Иоанн, веруя, иметь жизнь во имя Его. Во времена земного служения Господа также было немало желающих увидеть знамения и чудеса, но Господь назвал таковых «род лукавый и развращённый», а устами персонажа притчи Он возвещает: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Не чудеса и знамения, а Слово Божие должно лежать в основе жизни и направлять её. Что же до знамений… Господень верный живёт по Слову Божию потому, что доверяет Богу. А когда есть доверие, то никаких чудес и знамений не требуется. Что же до неверующих, то им не помогут никакие знамения, потому что они всегда найдут таковым иное, никак не связанное с Богом объяснение. Пусть даже неубедительное, притянутое, но его будет достаточно, потому что так удобнее. Вот в чём суть проблемы. Удобнее не доверять Богу и не слушать пророков, потому что тогда можно обратить данные Богом дары на служение лично себе. Причём совершенно не важно, богат ты или беден. Поэтому чёрствость, полное пренебрежение ближним можно увидеть и у богатых, и бедных, и у среднего класса. Но таковое будет наказано, потому что противоречит воле Бога и, следовательно, является грехом. Причём не просто грехом, а грехом вполне сознательным.

Господь хочет, чтобы люди уподоблялись Ему. «Будьте святы, потому что Я свят». И явил нам служение, исполненное жертвенной любви. Вот он – путь уподобления. А жертвенная любовь не зависит от размеров имения. Поэтому услышим вразумление Христа, дабы никогда, ни при каких обстоятельствах не уподобиться богачу, оставшемуся равнодушным к человеку, умиравшему от голода у его ворот, хотя, как уже было сказано, для того, чтобы спасти его, никакая великая жертва не требовалась. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 14.06.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

11 Июня 2023 - 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
19 Июня 2022 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2021 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июня 2019 - Преходящие и вечные ценности (Пастор  Г. Азиков)
03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)