МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Июня 2022 года

1 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.16, 24-27
24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27. Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

Приход тяжких времён, критические минуты истории побуждают к переоценке сущностей, которые в обычные времена имеют свойство замыливаться, терять истинные очертания. В результате они начинают восприниматься не такими, какими являются на самом деле, а как нечто совершенно иное. Результатом ложного восприятия становятся ошибочные действия, ведущие к самым неблагоприятным последствиям. Христианство в этом отношении не является исключением. В спокойные, расслабленные и сонные времена теряется его подлинное измерение, и оно становится чем угодно, но только не тем, чем должно быть. То оно воспринимается как то, что сейчас именуется модным словом «скрепа», то средством национальной идентификации, то средством обретения душевного комфорта. И много чего в том же духе. И вот, ты ходишь к мессе, приобщаешься Св.Тайн, иногда молишься дома, иногда читаешь Писание, обретаешь приятную уверенность в спасении и вообще всё просто замечательно. Отношения с Богом превращаются в своего рода сделку: я совершаю то, что положено; то, что предписывается церковным распорядком, а на меня за это сыплются всякие милости от удачного карьерного роста до места в Божьем Царстве. Таким образом, отношения с Богом становятся чем-то вроде страхового полиса, оберегающего удобную и относительно комфортную повседневность. Но вот, происходят некие события, от которых вся уютность разлетается в пыль вместе с привычно-устоявшимся укладом. И тогда наступает внезапное прозрение, показывающее, что христианство совсем не то, чем его привыкли считать. Ответная реакция: вначале растерянность, а потом бунт - что это за такой типа любящий Бог, Который допускает, чтобы вокруг меня, а тем паче со мной происходило что-то скверное? Но причём тут Бог? Ведь Он говорил о том, что означает последование за Ним. Он говорил, а ты по своей лености и глупости этого не слышал и не замечал. Так что винить надо не Бога, а исключительно себя самого. Бог не сделал из Своей воли великую тайну. Он возвестил её через Своего Единосущного Сына. Поэтому для того, чтобы избежать внезапных стрессов, разочарований и отчаяния, нужно обратиться к Слову Божию. Тем более, что никакого другого способа познать Его волю у нас нет. Оно же гласит: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». А дальше всё ещё хуже: «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её». Так что же такое христианство?

Христианство – это последование за Христом, Им Самим определяемое как несение креста. А несение креста по определению не может быть чем-то лёгким и приятным. Это в любом случае отягощение, обременение, без которого жить намного проще. Ну а раз так, то для чего оно надо? Хороший вопрос. И правда, зачем? Но, для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва ответить на другой: а что такое несение креста? Это отказ от всех радостей, протирание пола коленями в непрерывной молитве, ношение цепей и власяниц? Были и есть люди, которые именно так и полагают. Были отшельники, запиравшиеся в душных тёмных кельях и спавшие в гробах. Их превозносят, как великих праведников, как хороший пример для подражания. Но право же, было бы странно предположить, что Господь создал такой прекрасный мир только для того, чтобы верные от него отворачивались. А разве не установил и не благословил Он брачный союз? Разве не повелел плодится и размножаться? И кому польза от твоего спанья в гробу? Кому от этого лучше? Нет, очевидно, несение креста это нечто другое. Так как же понять, что требуется? Очень просто. Нужно воззреть на Христа. Господь ни от кого не запирался. Да, иногда Он уединялся для молитвы, но это были краткие мгновения. В остальное же время Он был открыт для ищущих. И вообще вёл очень активный образ жизни – как свидетельствуют евангелисты, Он иногда поесть и отдохнуть не успевал. Спаситель всё время был с людьми, для которых постоянно что-то делал. Но получил ли Он от всего этого хоть какую- то выгоду лично для Себя? Нет. Голгофу Он получил. Сомнительная выгода. То же самое видим и у Апостолов. Они всё время пребывали в активном служении людям. Современные «слуги народа» на своих должностях хорошо богатеют – могут даже виллу в Италии купить, и даже не одну. А что получили Апостолы? Ничего. Никаких земных выгод им не досталось, их уделом стало мученичество. Но суть не в мученичестве. Нигде не сказано, что верный Христов непременно должен умереть насильственной смертью. Например, жизнь Апостола Иоанна была удивительно долгой. Главное здесь другое. «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Не люди для меня, а я для людей. В прежнее время, равно как и сейчас, можно найти немало субъектов, для которых ближние не значат абсолютно ничего. Они не более чем средство для извлечения доходов и выгод лично для себя. Если надо, можно их и на заведомую смерть послать, как поступил Давид с Урией. Деятели такого свойства явно полагают, что если люди позволяют так с собой обращаться, то ничего лучшего они и не заслуживают. Извлечение выгоды из ближних всегда именно таково, просто не всегда выглядит столь радикально, а потому не бросается в глаза. Но суть не в масштабах, а в том, что именно здесь является фундаментальная разница с путём Христа. Его верный служит не себе, а ближним, не ища личной выгоды. Он служит не для того, чтобы что-то заработать, а потому что не может не служить. Он заботится не о своём благе, а об их благе – так же, как это делали Христос и Апостолы. В этом и заключается несение креста, потому что на самом деле думать не о себе, а о других – очень тяжело. И Бог на этом пути – не податель мирских благ, а тот, кто поддерживает на пути служения, даёт силы для его свершения. Вот что такое христианство. Ну а теперь настало время вернуться к вопросу, с которого мы начали: а для чего, для кого такое нужно? Ответ: для тебя самого. Нужно для очищения души, для пронизанности Божьим светом, для приближения ко Христу, потому что только таким образом ты становишься пригодным для Царства Божия. А это Царство - оно так нужно? Да. Потому что именно оно является нашим будущим. Вот почему Христос говорит: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?». Да, ты можешь приобрести весь мир, дорваться до высот земной власти – и что с того? Бессмертным ты от этого не станешь. Более того – пребывающий на самом высоком посту не в состоянии избежать или отстрочить наступление дряхлости и немощности. А по земле рассеяно немало величественных руин замков и дворцов, как старых, так и новых, ставших памятниками несостоятельности человеческих амбиций. В грядущей же вечности материальные богатства, земная власть вообще не имеют никакой цены. Так есть ли смысл приобретать весь мир, жертвуя вечным будущим ради скоротечного настоящего? Очевидно, что ни малейшего. А вот нести крест безусловно необходимо. Потому что это единственный путь для обретения перспективы будущего, в котором «…приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его».

Господь сказал ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Несение креста имеет смысл только в перспективе будущего? Никоим образом. Мы не может построить Царство Божие на земле, это правда, но улучшить земное бытие мы вполне в состоянии. Однако совершить сие достойно, совершить так, чтобы результаты наших деяний не стали гнусной пародией на истинное благо, можно только в том случае, если созидать жизнь в духе Христа, т.е. во взаимном служении, в котором думают не о себе, а о ближних и пребывают в нелицемерной любви, ибо так говорит Господь: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

11 Июня 2023 - 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
06 Июня 2021 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июня 2020 - 1 воскресенье после дня Cв.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июня 2019 - Преходящие и вечные ценности (Пастор  Г. Азиков)
03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)