МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Апреля 2021 года

Miserecordias Domini


1 Петра 5:1-6
1. Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2. пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3. и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4. и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
6. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.

Дорогие братья и сестры,
Может быть, некоторым из Вас доводилось смотреть телесериал “Молодой папа” – о жизни современной Римско-католической церкви и сложных взаимотношениях между клириками. В одной из первых серий этого сериала есть очень интересный эпизод. Вновь избранный молодой понтифик принимает у себя в кабинете некоего кардинала, обсуждает с ним текущие вопросы. Во время разговора он достает из портсигара сигарету и несколько небрежно закуривает. Кардинал сразу же делает ему замечание:
- Простите, Святейший Отец, в папском дворце курить нельзя.
- Правда? Кто это запретил?
- Папа Иоанн Павел II…
- Ну а теперь у вас новый папа – спокойно отвечает молодой понтифик, затягиваясь сигаретой.

Конечно, право курить в собственном кабинете это не вопрос догматики или благочестия, но все же этот подход, который здесь демонстрирует молодой понтифик, встречается в церкви довольно часто. Потому что и как в древней, так и в современной Церкви много церковных руководителей, которые которые полагают, что обладают в Церкви абсолютной властью и что их слово — закон. Взять хотя бы коллегу молодого понтифика из сериала — папу Григория VII, правившего в XI в. В своем програмном сочинении «Диктат Папы» он утверждал, например, что папу никто не имеет право судить, что никто не вправе изменить решение папы (за исключением самого папы), что папа имеет власть отменять присяги на верность или даже низлагать императоров.

И такие примеры есть не только в римско-католической церкви. Диакон Андрей Кураев рассказывал в одной из своих лекций, что в современных православных семинариях большие проблемы с преподаванием одного весьма важного предмета: канонического права. Потому что когда студенты начинают изучать древние церковные постановления, они сразу видят, что жизнь современных им церковных начальников этим постановлениям, мягко говоря, не соответствует. И что часто эти церковные начальники творят такие дела, за которые они по древним канонам были бы запрещены в служении или даже отлучены от Церкви. И вот, один из преподавателей церковного права, на такие недобные вопросы своих студентов однажды ответил так: «Канонично то, что изволит наше священноначалие».

И, кстати, не следует думать, что такой авторитарный стиль руководства — при котором церковный начальник считает именно себя источником истины или «последней инстанцией» - характерен только для римско-католической или православной церквей. Не следует думать, что, поскольку, например, лютеранская церковь устроена более «демократично», в ней такой проблемы нет. Лет десять назад мы с Вами, дорогие братья и сестры, столкнулись именно с такими церковными руководителями — которые считали себя источником церковной власти истиной в последней инстанции. Об этом у многих из Вас, я полагаю, сохранились неприятные воспоминания.

В чем причина того, что в Церкви существуют такого рода руководители? Почему появляются такие служители Церкви, считающие собственное мнение критерием истины? Считающие, что они стоят выше, например, церковных канонов, выше других служителей, выше обычных верующих?

И второй вопрос, закономерно следующий из этого первого вопроса: какую модель взаимотношений между руководителями и членами общин (или, выражаясь более возвышенным языком — между «пастырями» и «пасомыми») предусмотрел Христос для своей Церкви?

Вот, как мне кажется, ответ на оба эти вопроса дает тот отрывок из 1-го Послания Петра, который мы с Вами сегодня услышали: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1 Петра 5:1-5).

На что нужно обратить внимание при чтении этого отрывка? Не знаю, как Вам, дорогие браться и сестры, а мне в глаза бросается вот что: тон, которым пишет Петр — это не тон большого начальника. Такого начальника, который считает, что может в Церкви всем распоряжаться и что его слово есть Закон. Тон Петра, которого римо-католики считают первым папой, не похож на тон его будущего «коллеги» Григория VII, который полагал, что может в любой момент запретить в служении священника или даже епископа, просто подписав соответствующую бумагу. «Пастырей ваших — говорит Петр - умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых». Вы когда-нибудь видели большого начальника, который умолял бы своих подчиненных делать то, что от них требуется? Но Петр не считает возможным повелевать пресвитерами других церквей. Он считает возможным именно просить. Почему? Да потому что он сам считает себя всего лишь со-пастырем, то есть одним из пастырей. А не таким пастырем, который стоит над всеми прочими пастырями и может ими распоряжаться.

А все потому, что Петр прекрасно осознает: он сам — всего лишь один из пастырей. И что в действительности власть в Церкви принадлежит не ему: «и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы». И этот Пастыреначальник, о котором здесь идет речь — не Петр, это Иисус Христос. И перд этим Пастыреначальником Петр будет отвечать наравне с прочими пастырями. Именно поэтому Петр пишет не тоном начальника, который распоряжается другими пастырями как подчиненными. Он не считает возможным повелевать, он может лишь умолять, просить, призывать.

И вот, давайте посмотрим: к чему же призывает Петр своих коллег — пастырей других церквей? «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». Что это означает? Прежде всего то, что церковный руководитель не в праве рассматривать церковную общину как свою собственность; как что-то, чем он владеет или полноправно распоряжается; как свое предприятие, в которое можно вложить средства, чтобы оно потом окупилось или приносило доход. Если взять, например, любого предпринимателя, он может вложить деньги, время и силы в свое предприятие. Но он так же может в любой момент закрыть свое предприятие, продать его или даже подарить кому-нибудь. Но пастырь Церкви не имеет права так поступать. Потому, что каждая церковная община состоит прежде всего из людей. И эти люди суть «наследие Божие» - то есть те, кого доверил попечению этого пастыря Сам Бог. И эти люди не могут «принадлежать» пастырю, не могут быть его собственностью. Потому что они - «наследие Божие», они принадлежат самому Богу. Кстати, эти слова, дорогие братья и сестры, в полной мере относятся к нам с Вами. Фактически, мы все — что руководители, что помощники, что «рядовые» общинники — собственность Самого Бога.

Итак, пастырь не может «распоряжаться» людьми, которые вверены ему самим Богом, не может господствовать над ними. У него другая обязанность — усердно служить, «подвая пример стаду». Как сказал наш Господь Христос, который на перед своей Последней Вечерей вымыл ноги своим ученикам: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мф 20:25).

Но интересно, что в своем послании Петр не ограничивается требованиями к одним только пастырям, т.е. к церковным руководителям. Ему есть что сказать и пасомым - членам христианских общин: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям».

Да, у пастырей — говорит Петр — нет права распоряжаться людьми в общине как будто люди - их собственность. Но эти слова Петра не означают, что пасомые могут творить в общинах все что захотят, пренебрегая руководством пастырей. Ведь Петр говорит: «младшие, повинуйтесь пастырям». У общин не случайно есть руководители — они поставлены чтобы наставлять, чтобы блюсти в общинах порядок. И если члены общин не будут слушать своих руководителей в Церкви наступит хаос. Именно поэтому Петр говорит: «младшие, повинуйтесь пастырям».

И вот что еще интересно: после того, как Петр увещевает младших, т.е. «рядовых» членов христианских общин, повиноваться своим пастырям, он говорит: «все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».

Здесь еще интересенее, ведь Петр говорит о взаимном подчинении в христианских общнах: фактически о подчинении пастырей и пасомых друг-другу. Служение в христианских общинах это взаимное служение: руководители служат тем, кем они руководят. Но и те, кого Петр называет младшими подчиняются руководителям.

Как бы странно это ни звучало, но идеал христиаснкой общины, который рисует перед нами Петр — это идеал взаимного подчинения начальствующих и их подчиненных. И как же вохзможно такое взаимное подчинение, что делает его возможным?

Главное человеческое качество, которое делает таквозможными такого рода взаимотношения — смиренномудрие. То греческое слово, которое употреблено в оригинале можно перевести как «смирение ума» или просто «скромность». То есть умение не мнить о себе слишком много. «Смирение — как хорошо охарактеризовал его христианский апологет К.С. Льюис — состоит не в том, что человек думает о себе как можно хуже, но в том, что человек думает о себе как можно меньше». И вот Петр говорит: христианин, будь он руководитель в церковной общине или «рядовой» верующий, не должен мнить о себе слишком много. Не должен считать, что все в христианской общине вращается вокруг него. Потому что Бог, как говорит Петр: «гордым противится, а смиренным даёт благодать». Отсюда следует, что христианин в церковной общине не должен ставить свои собственные интересы во главу угла. Напротив, он должен прежде всего думать, как он может послужить благу других.

Вот думаю, именно эта часть текста дает нам ответ на те два вопроса, которые мы поставили в начале. Ответ на первый вопрос: что пораждает в Церкви авторитарный стиль руководства, при котором сам руководитель считает сам себя истиной в последней инстанции? Ответ: отсутствие этого смиренномудрия, которое ведет к гордыне. Стремление господствовать над другими, а не трудиться на благо других. И ответ на второй вопрос: какую модель взаимотношений предусмотрел Господь для христианских общин? Ответ: такие взаимотношения, когда все члены общины — что руководители, что рядовые прихожане — взаимно служат друг другу. Все подчиняются друг-другу, облекаясь в смиренномудрие — умение не думать о себе слишком много, не мнить о себе слишком высоко. В общинах должен быть дух взаимной помощи, взаимной поддержки, взаимной любви, взаимного служения друг-другу. А не господства одних над другими.

Кстати, похожую мысль развивает а 1 Послании Коринфянам (12:12-27) Апостол Павел: Церковь есть единое тело, единый организм, в котором каждый орган имеет значение и все органы работают как одно целое, на благо всего тела.

Итак, задача пастырей, то есть руководителей христианских общин — руководить не господствуя, но ведя общину за собой и подавая людям пример, а не воспринимая церковную общину как свою собственность. Потому что люди состоящие в этой общине не являются собственностью пастыря, они — наследие Божие. Иными словами, руководитель в церкви должен быть источником порядка, но он не вправе считать себя самого источником Закона.

Ну что же, подведем итоги. Если Петр и был, как утверждают римо-католики «первым папой», то в своем послании он ведет себя уж очень нетипично для папы. Он не ведет себя как единоличный правитель Христовой Церкви. Он называет себя не пастырем над всеми прочими пастырями, но не более чем со-пастырем, то есть одним из руководителей церкви. Мы не видим в тексте, чтобы Петр претендовал на какие-то исключительные права или чтобы он считал себя вправе распоряжаться другими пастырями, указывать им с высоты своего величия. Именно поэтому, Петр не указывает и не повелевает — он просит пастырей соблюдать церковную дисциплину. А все потому что Петр признает, что и над ним и над всеми прочими пастырями Церкви имеется Пастыреначальник — Истинный Глава Церкви — Иисус Христос, проливший кровь на Голгофе за наши грехи и снова грядущий судить живых и мертвых. И во время Его Второго Пришетсвия именно Ему дадут отчет те самые пастыри. Да и не только пастыри, но и пасомые тоже.

Поэтому задача пастырей — не господствовать в своих общинах, но руководить Божьим народом, подавая людям добрый пример. И следовательно, подход, при котором в Церкви канонично (т.е. соответсвует церковному порядку) то, что угодно тому или иному церковному руководителю — совершенно неприемлем. Потому, что люди, составляющие Церковь — не собственность руководителя, они — наследие Божие, они принадлежат самому Богу.

Но Петр говорит не только об обязанностях пастырей, но и об обязанностях членов церковных общин: им следует повиноваться пастырям для обеспечения порядка в Церкви. И т.о. получается система, в которой и пастыри и пасомые взаимно подчиняются друг другу, проявляя качество, которое Петр называет смиренномудрием. Смиренномудрие — то есть, проще говоря, «смирение ума» - умение не мыслить о себе слишком много. Умение не ставить себя во главу угла, но прежде всего думать о благе других.

Поэтому данный текст — очень важный текст, который следует периодически перечитывать всем христианам, а не только церковным руководителям. Потому что этот текст говорит нам о том, что именно это смиренномудрие должно стать основой взаимотношений в церкви - в таком случае она действительно становится настоящей Общиной Христа и единым организмом: «Подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в своё время». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 18.04.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

01 Мая 2022 - Miserecordias Domini (Диакон  Е.Романенко)
26 Апреля 2020 - Miseriсordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2019 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
15 Апреля 2018 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)