МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Февраля 2022 года

Septuagesima


Думаю, из людей старшего поколения все прекрасно знают, что такое «выполнение и перевыполнение плана», что такое «Пятилетка в четыре года» и кто такие «стахановцы». На случай, если меня слушают люди младшего поколения, которые этого не знают — разрешите, я объясню, что все это означает.

Все эти понятия были каждодневной реальностью для многих людей, заставших Советский Союз. А в Советском Союзе экономика была плановой. Чтобы сильно не вдаваться в подробности, эта система выглядела так: государственный орган, который так и назывался — «Госплан» - постановлял, что, например, та или иная шахта должна будет добыть для страны столько-то тонн угля за 5 лет (это и есть пятилетний план или та самая «Пятилетка»). И вот, при помощи нехитрых подсчетов определялось, сколько килограмм угля должен за день добыть один шахтер-забойщик на этой шахте чтобы этот план был выполнен. А дальше — дело техники, шахтеры приступали к работе. Кто-то добывал быстрее, кто-то медленнее... Однако, были среди шахтеров и те, кто добывал не просто больше, а намного больше, чем требовалось в день. То есть, эти люди не просто выполняли, но и перевыполняли производственный план. Был, например, шахтер по фамилии Стаханов, который (если верить советской прессе) перевыполнил план большем чем в десять раз. И в результате он стал родоначальником целого всесоюзного движения — движения стахановцев — людей, которые на работе старались сделать не просто больше, а намного больше, чем от них требовалось.

Почему я это рассказал? Потому что, к большому сожалению, многие люди имеют представление о христианстве, очень похожее на эту советскую плановую систему. Бог в таком «христианстве» похож на своего рода небесного начальника (или даже «Небесный Госплан»): будешь работать плохо — и начальник тебя накажет; работай хорошо — и начальник тебя похвалит. А если будешь работать не просто хорошо, а очень хорошо — если сделаешь гораздо больше, чем от тебя требуется — начальник тебя еще и наградит.

И к сожалению, это представление о христианской вере закрепилось в массовом сознании не в последнюю очередь из-за самих христиан, точнее тех из них, которые вводили в церковный обиход такого рода представления о нашей вере. Например, в средневековой католической Европе было учение о т.н. «Сокровищнице сверхдолжных заслуг», согласно которому некоторые святые совершили в своей жизни гораздо больше добрых дел, чем им требовалось для достижения Спасения души. То есть, используя язык советской плановой экономики, эти святые не просто выполнили, но и перевыполнили план по святости и праведности — настоящие стахановцы христианской церкви. А уже следующим шагом было представление о том, что Римско-католическая церковь может не просто распоряжаться этими излишками праведности, но даже продавать эти излишки праведности грешникам, которые в них нуждаются. Так и началась порочная практика торговли индульгенциями, против которой в свое время выступил доктор Лютер.

Такие вероучения о человеческой праведности могут иметь разные формы, но суть у них одна — идея о том, что христианин может не просто выполнить, но и перевыполнить план по святости, праведности и добрым делам. И что, следовательно, излишками святости и праведности одного человека можно восполнить недостатки праведности другого человека.

Существенное достоинство этого учения о сверхдолжных заслугах — то, что это учение очень просто и понятно, очень рационально. И действительно, наверное некоторым из нас с Вами было бы даже легче, если бы христианство было именно такой системой учета добрых дел и заслуг; если бы Спасение можно было выполнить, как выполняют производственный план.

Вот, допустим, я, христианин, работник на Господней ниве. И я имею план на завтрашний день — сколько добрых дел мне нужно сделать, сколько молитв отчитать, сколько глав Священного Писания вызубрить, и т.д. Если уже к середине дня я понимаю, что все это сделал — кто мешает мне сделать немного больше? А может, и намного больше. Ведь в «Небесном Госплане» мне за это зачтется!

Но нужно помнить, что к несчастью мы, христиане, помимо добрых дел и заслуг мы также совершаем и злые, греховные дела. С чем можно сравнить грех в такой системе? Наверное, со штрафом, которым наказывают работника, если он недовыполнит план или нанесет какой-либо ущерб.

И если вдруг я сегодня согрешил, т.е. «ушел в минус» по святости и добрым делам или немного недовыполнил план — не страшно, завтра поработаю побольше и компенсирую своими дополнительными заслугами. Главное чтобы к концу отчетного периода этот баланс добрых и злых дел у меня был в пользу дел добрых.

Согласитесь, эта система в своей логичности и простоте — просто прекрасная! Вот только есть о дно «но»: «Кто из вас, - говорит Господь Христос - имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Луки 17:7-10).

Этот текст кому-то может показаться очень жестким, а кому-то даже оскорбительным. В самом деле, ученики Христа (вроде бы, свободные люди!) сравниваются с рабами — то есть с людьми, которые в греко-римском обществе были в самом низу социальной лестницы. Однако, не будем спешить с выводами. Мне кажется, в этом тексте есть одна очень интересная особенность, которая позволяет по-новому взглянуть на этот текст. Обратим внимание, что Господь напрямую не говорит ученикам: «Вы — мои рабы». Нет, вот его слова: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие».

То есть, фактически, Христос говорит: вы, ученики, призваны исполнять то, что велено Вам Господом; вы призваны к добрым делам, прославляющим нашего Небесного Отца (Мф 5:16). Но когда вы исполнили все, что вам велено — вам следует относиться к этим делам как раб относился бы к своему труду. А в чем отличительная особенность труда раба? Да прежде всего в том, что для раба труд на благо его господина является не чем-то из ряда вон выходящим, а именно нормой жизни, повседневной реальностью. Соответственно, когда раб трудится на благо Господина, это не может быть записано рабу в заслугу — ведь он делает лишь то, что должен делать. Когда раб трудится — он находится в естественном для себя состоянии. Вот именно так Господь призывает учеников относиться к своим добрым делами — как к труду раба, который для самого этого раба является обыденностью: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Что из этого следует? А следуют из этого два очень важных положения.
Во-первых: как для рабов нормой жизни был труд, так и для учеников Христа (а значит и для нас с Вами!) добрые дела, исполнение воли нашего Господа — является нормой жизни. Добрые дела должны стать для нас естественным состоянием повседневности.
А во-вторых из этого следует (и, внимание, это очень важно!), что никто из нас не может не просто перевыполнить, но даже выполнить некий «план по святости и праведности». Потому что, как уже было сказано выше, делая добрые дела и живя богоугодной жизнью мы не делаем ничего из ряда вон выходящего, ничего что могли бы записать себе в заслугу. Мы делаем то, что должны делать, то к чему мы призваны.
Из этого второго положения также следует и такой вывод: никаких «духовных стахановцев» выполняющих и перевыполняющих план по святости и праведности в христианской церкви нет и быть не может. А значит не может быть и никаких «Сокровищниц сверхдолжных заслуг», потому что даже наши «должные» заслуги по сути ничего не значат. «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие»» - эти слова Христа «обнуляют» наши заслуги.
И еще один вывод, который следует из второго положения: мы не можем заработать себе Спасение нашими делами. Именно об этом с самого начала Реформации — вслед за многими древними учителями Церкви — постоянно говорили и доктор Лютер и многие другие реформаторы. Еще раз: мы не можем заработать себе спасение нашими делами. И все наши так называемые «заслуги», все наши достижения, вся наша «самоправедность» не стоит ломанного гроша. Потому что какими бы значимыми нам самим не казались наши добрые дела, когда мы их делаем — мы делаем лишь то, что обязаны делать, потому что таково наше христианское призвание.
И то же самое можно сказать о наших грехах: они, как правило, тоже кажутся нам чем-то мелким и незначительным. Некоторым из нас может показаться, что наши грехи суть не больше, чем какие-то мелкие провинности, которые можно компенсировать за счет каких-нибудь добрых дел — подобно тому, как проштрафившийся работник может компенсировать ущерб своему работодателю, работая более усердно. Но на самом деле — нет! Каждый грех человека это бунт против нашего Абсолютно Праведного и Абсолютно Святого Творца; а следовательно это бунт вселенского масштаба, который уж точно нельзя компенсировать теми или иными делами, какими бы «хорошими» эти дела нам ни казались. Сознательное сопротивление Творцу не может остаться без Его Справедливого наказания.

Вот и получается, что мы с Вами в очень и очень тяжелом положении: наши т.н. «заслуги» ничего на значат; напротив, наши грехи тянут нас камнем на дно. Как говорит Апостол Павел: «Нет праведного ни одного (…) Ибо все согрешили и все лишены славы Божьей» (Рим 3:10-23).

И вот, что же остается нам в этом страшном положении? Нам остается, как мы и услышали сегодня в отрывке из книги Даниила: Уповать «не на нашу праведность, но на [Великое Божье] милосердие» (Дан 9:18). А можно ли надеяться на Божье Милосердие? Да, можно! Потому что Божье Милосердие к нам было явлено на Голгофе, в крестной жертве Иисуса Христа. Именно Он, взойдя на крест Голгофы, принес такую Жертву, которую не в состоянии был бы принести ни один из нас. Так что теперь всякий, кто уверует в Него не погибнет, но будет иметь Вечную Жизнь (Ин 3:14-16). И не по нашим делам и не по нашим заслугам, но по Своей Великой Милости (Тит 3:5, 1 Ин 4:10) подарил нам Бог это дар. Как говорит все тот же Апостол: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:23).

И кстати, попутно скажу вот еще что: если вдруг кому-то из Вас оскорбителен тот образ, который Иисус использует в услышанном нами сегодня Евангелии Луки — образ «раба ничего не стоящего» - примите во внимание вот какой факт: Единородный Божий Сын ради нас стал именно таким рабом ничего не стоящим. Вся Его жизнь была служением людям. Он не гнушался иногда выполнять и самую грязную и рабскую работу — например, омывал ноги своим ученикам. И тем самым Христос дал пример и нам, говоря: «Кто хочет быть первым между вами — да будет всем рабом» (Марк 10:44). И наконец, кульминацией Его служения стал не просто рабский труд, а страшная и позорная смерть. Но без этой смерти не было бы нашего искупления. Сын Человеческий ради нас стал рабом, ведь Он «пришел чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» (Мф 20:28).

Итак, зафиксируем для себя еще раз эти основные положения: наши добрые дела - по сути, ничего не значат, мы не можем заслужить ими Спасение. Наши грехи — напротив, несут нам смерть и осуждение. Именно потому, что мы сами не смогли бы себя искупить и спасти из темной бездны греха — за нас и был распят Единородный Божий Сын, принявший наши грехи на себя. В Его Крестной Жертве было явное Божье милосердие к нам.

И вот теперь внимание, вопрос: если наши дела на самом деле ничего не значат, а наше спасение есть чистый дар милосердия — как нам в свете этого факта относиться к нашим добрым делам и к нашим грехам?

Как относится к добрым делам — как раз об этом мы услышали сегодня в Евангелии от Луки: как к тому, к чему мы призваны. Как к тому, что должно стать для нас ежедневным состоянием, подобно тому как для раба ежедневным состоянием был труд. Потому что, как хорошо сказал Апостол Павел: «... благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес 2:8-10). Обратите внимание: мы созданы на добрые дела, мы созданы во Христе Иисусе для добрых дел. Делая добрые дела мы делаем не что-то, что можем записать себе в заслугу, но то, на что мы созданы и к чему мы призваны.

А как относиться к нашим грехам? Ответ: как к тому, с чем мы должны каждодневно бороться, чему мы должны всеми силами сопротивляться, чтобы не обесценивать Святую Кровь Христа, которую Он пролил на Голгофе. Не случайно все тот же Павел в послании к Римлянам, когда заканчивает развивать мысль о нашем Спасении как о даре Божьей благодати, который мы не можем заслужить нашими собственными делами и усилиями, далее говорит о том, что благодать — это не «лицензия на грех», дающая нам возможность делать все, что мы захотим. Мы должны — говорит там Апостол — считать себя мертвыми для греха, потому что в Крещении мы умерли вместе со Христом, а значит и умерли для греха: «(...) ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (…) Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим 6:7-12).

Итак, давайте подведем итоги. Какие мы можем сделать выводы?
Во-первых: система «выполнения и перевыполнения духовного плана по праведности» в христианстве невозможна. Никаких «стахановцев» духовной жизни нет и быть не может. У нас не может быть никаких «свеорходжных» заслуг перед Богом. Потому что не может быть даже никаких должных заслуг. Мы — рабы, ничего не стоящие: делая добрые дела мы делаем то, что должны; то, к чему мы призваны. И следовательно, добрые дела должны стать для нас естественным состоянием. Мы должны служить Богу не рассчитывая на награду, потому что все наши «заслуги», наша самоправедность не стоит ломанного гроша.
И во-вторых, раз уж мы не можем в деле Спасения надеяться на собственную праведность, мы должны раз и навсегда усвоить, что наше Спасение во Христе - это чистый дар милости. Все что нам остается — уповать не на нашу праведность, но на Божье великое милосердие; на милосердие, явленное нам в Крестной Жертве Христа, принявшего на себя наши грехи. И следствием применения этой Крестной Жертвы к самим себе должна стать новая преображенная жизнь во Христе — такая жизнь, в которой нет и не должно быть места греху. И следовательно, с грехом нужно всеми силами бороться, всеми силами сопротивляться ему.
А что до добрых дел — хотя мы и не можем ими заслужить себе Спасение, для нас — искупленных Крестной Жертвой Христа — они должны стать нормой жизни, как труд был нормой жизни для раба: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 13.02.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Января 2024 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
05 Февраля 2023 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
07 Февраля 2021 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2021 - Septuagesima (Пастор  Д. Лотов)
09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)