МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Января 2024 года

Septuagesimae


Мф.19, 27-30
27. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29. И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Сегодня в святом Евангелии мы услышали в высшей степени категоричные слова Христа: «…и всякий, кто оставит домы или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Если воспринять их буквально, то получается, что, если человек хочет стать христианином, то он должен бросить всё своё имущество, в чём бы таковое ни заключалось, а также всех своих ближних. Это прежде всего. А затем лучше всего превратиться в бродячего проповедника, кормящегося с того, что подадут добрые люди. Как следует из текста, апостолы именно так и поступили: «Пётр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою…». Смелые люди. Ведь, по сути, они обрекли себя на жизнь бомжей. Так что же нам делать? Следовать их примеру? А вы готовы стать бомжами? Думаю, что нет. Но разве Слово Божие не должно быть на первом месте? Разве христианин не должен жить по этому Слову, даже в тех случаях, если это некомфортно? Поистине, тут необходимо разобраться, а не то можно либо почувствовать себя отступником, либо наделать глупостей с катастрофическими последствиями.

Прежде всего представим, что абсолютно все ученики Христа как апостольского времени, так и позже, последовали Его речению буквально. Т.е. каждый уверовавший бросает дом, семью, своё занятие и становится проповедником. Если учесть, с какой скоростью распространялось благовествование, то такой вариант грозил бы коллапсом не только того или иного государства, но цивилизации в целом. Если все всё бросают и проповедуют, то кто будет пахать, сеять, производить продукты питания, одежду и всё прочее? Из Писания мы знаем, что апостол Павел жил со своего ремесла. Но если бы все уподобились ему, кто бы покупал его продукцию? Книга Деяний сообщает нам, что, когда в Иерусалиме образовалась община, то её участники продавали всё своё имущество, деньги сдавали апостолам, а те распределяли сии средства смотря по нужде каждого. Чем это кончилось? Катастрофой. Всё что можно было продать, было продано, деньги проедены. Люди остались без ничего, так что Павел был вынужден собирать для них средства где только мог. Кстати, ещё раз о Павле. Как следует из его писем к Фессалоникийской общине, многие ученики, чрезмерно увлекшись темой Второго Пришествия, бросили свои повседневные занятия и проводили время в обсуждение перспектив оного. Казалось бы, это очень благочестивые люди, поставившие рассуждение о возвышенных сущностях выше презренной повседневности. Но одобряет ли апостол их действия? Нет. Он осуждает этих людей, называя их безнуждно суетящимися. Был в истории ещё один момент массового отказа от имущества – 1844 г., когда всерьёз ожидалось Второе Пришествие. Как и в случае с иерусалимской общиной, ничего хорошего из этого не вышло. Так что, если бы ученики решили буквально последовать словам Христа в массовом порядке, то это реально была бы катастрофа. Но они так не поступали. Даже в апостольское время люди, уверовавшие во Христа, продолжали жить на своих местах, занимаясь своими обычными делами. Апостол Павел, постоянно находившийся в движении, основал множество общин и, также, как и другие апостолы, ставил в них пресвитеров и епископов. Но вовсе не для того, чтобы те, подобно ему, ходили с места на место. Они должны были служить в той общине, в которую были поставлены. Если так было даже при апостолах, то что тогда означают слова Христа и как нам следовать им?

Есть факторы, имеющие над человеком большую власть. Это общественное мнение (прежде всего членов семьи), это земное благосостояние, это система ценностей общества, формирующая определённый тип мышления и поведения. Тот, кто существует внутри этой системы, живёт вполне комфортно. А вот в случае искреннего обращения ко Христу начинаются проблемы, потому что система ценностей, открытая Христом, входит в противоречие с системой мира, т.е. сообщества вне Христа. Потому что в системе мира на первом месте находится человек и его желания, в то время как в системе Христа на первом месте находится Бог и служение Ему, совершаемое через служение ближним. Причём сие служение может быть в ущерб личным интересам, ибо определяется не ими, а любовью к Богу и ближнему. Люди мира ищут благ земных, люди Господа ищут Царства Божия и правды Его. Таким образом, путь Христа – реальная альтернатива путям мира. И если человек встаёт на путь Христа, то перестраивает своё мышление, ставя Бога и Его истину на первое место. Когда такое происходит, когда меняются жизненные приоритеты, тогда и совершается то самое оставление, о котором говорит Христос. Павел выразил сущность происходящего, сказав, что имеющие должны быть как не-имеющие. Например, ты не отрекаешься от ближних, но их мнение является для тебя значимым лишь в той мере, в которой не противоречит Слову Божию и не препятствует служению. Возможно, после изначального шока от столь радикально звучащих слов Господа такой вариант покажется простым – ведь не надо бросать дом, семью и работу. Но на самом деле ничего простого тут нет, потому что самое сложное для человека – менять самого себя. Менять себя намного сложнее, нежели просто откуда-то сбежать. Представьте, что человек решил исполнить слова Христа буквально: продал всё, деньги раздал кому счёл нужным и ушёл в монастырь. Уйти-то он ушёл, но при этом не изменился. То самое о чём говорится, что можно вытащить человека из подворотни, но попробуйте вытащить подворотню из человека. Совершено внешнее действие – уход, но натура осталась прежней. Вся её греховность и порочность сохранилась, что и будет вскорости проявлено на новом месте, когда новизна состояния станет повседневной рутиной. Поэтому, кстати, монастыри никогда не были светочами святости. Там цвели те же пороки, что и в мире, только за счёт замкнутости среды они могли принимать самые извращённые формы. Вот почему уход, о котором говорит Господь, должен быть не внешним действием, а внутренним преображением, без которого подлинное следование за Христом невозможно.

А как же тогда быть с апостолами? Ведь они реально оставили всё, что у них было. Тут мы должны понимать, что служение Апостолов было уникальным. Когда умирали пресвитеры или епископы, на их место вставали новые. Но никто и никогда не заступил место апостолов. Они были самовидцами Христа, в силу чего их слово имело особую ценность и убедительность. Мы можем, например, сколько угодно говорить о Преображении Христа, но ничьи слова не будут обладать такой убедительностью, как слова Петра, сказавшего «я видел». Вот почему апостолы и вообще самовидцы земного служения Христа были призваны возвестить то, что видели и слышали, как можно большему числу людей. Впрочем, как раньше, так и сейчас были и есть служители, действительно оставляющие всё и отправляющиеся в иные места и земли ради благовестия. Мы называем их миссионерами. Но не будем забывать, что миссионерство – особое призвание, требующее соответствующих даров, которые даются далеко не всем. Почему же одним даётся, а другим нет? Потому что Богу требуются различные служения. Ему служат не только клирики - любое честное призвание может исполняться как служение Богу и действительно быть таковым. Поэтому Бог даёт людям самые различные дары, позволяющие организовать жизнь общества в полноте. Так что вопрос не в профессии и не в месте пребывания, а в состоянии души. Если Христос стоит на первом месте, если вся жизнь строится на основании Его воли, если ты пребываешь в единстве с Ним, почитая всё остальное вторичным и допустимым лишь в той мере, в какой таковое не противоречит Божьему Слову, то завет, услышанный нами сегодня в Евангелии, исполнен. А.


Другие проповеди по этому же поводу:

05 Февраля 2023 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
13 Февраля 2022 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
07 Февраля 2021 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2021 - Septuagesima (Пастор  Д. Лотов)
09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)