МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Мая 2022 года

Jubilate


Ин.14, 1-11
1. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте.
2. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам.
3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
4. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?
10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

В Священном Писании есть немало мест, очень непростых для понимания. Например, в книгах Ветхозаветных пророков, которым иногда было свойственно выражаться аллегорически. И попробуй пойми, что именно они имел в виду, если не знаешь всех обстоятельств, всего контекста. Или Книга Откровения, в которой значительная часть вообще не поддаётся вразумительному истолкованию. А бывает и так, что вроде бы сказано всё ясно, а интерпретации, тем не менее, противоположны. Примером могут послужить Марбургские диспутации, когда Лютер и Цвингли сцепились по поводу слов установления Таинства Причастия… Однако те слова Христа, которые мы услышали сегодня в Евангелии от Иоанна, настолько ясны, что никакого двойного понимания тут быть не может. «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». И далее: «Видевший Меня видел Отца». Из этого следует, что Иисус из Назарета есть не просто Христос, но Бог Истинный, вочеловечившийся, дабы говорить с нами лицом к лицу и открыть верным дорогу в вечность. И ещё из этого следует, что Христос – единственный путь к Богу и Его Царству. Никакого другого нет. Свою Божественность Господь засвидетельствовал многочисленными чудесами, совершенно невозможными для обычного человека и, наконец, Он воскрес из мёртвых, поправ смерть и явив жизнь и нетление. Поэтому, когда мы говорим о Христе, то говорим не о некоем учителе праведности или мудрости, каких в истории мира было немало. Мы говорим об Истинном Боге, Творце мира и подателе жизни, Который даровал нам Своё откровение ради того, чтобы избавить нас от ужаса вечной смерти. Что из этого следует?

В прежние времена мир был более контрастным, с более ясным делением на чёрное и белое. С одной стороны, была истинная вера, а с другой - враги этой веры, пытавшиеся уничтожить любые её ростки. Эти попытки уничтожения начались уже во время земного служения Спасителя, когда людей, поверивших Господу, подвергали гонениям. Потом была Голгофа, когда, казалось бы, ненавистники Господа добились решающего успеха. Но Христос посрамил их Своим воскресением. Им бы смириться, признать свою неправоту, покаяться. Но нет – есть такие люди, которые не могут проиграть и потому готовы идти напролом даже против очевидности. Именно такими были, в частности, иудейские начальники, запретившие солдатам, стоявшим в карауле у гробницы, рассказывать о том, что там произошло на самом деле. Вместо этого надлежало распускать слухи, что тело украли ученики. Ложь, не выдерживающая никакой критики, никакой проверки. Но когда власть предержащие пускают в ход ложь, то не очень стремятся придать ей даже видимость правдивости. Так было раньше, так остаётся и теперь. Враги креста существуют и сегодня, но действуют куда тоньше своих предшественников. Они уже не отрицают, что Иисус Христос есть Бог Истинный, но зато говорят о том, что Бог даровал Своё откровение и другим религиям. Стало быть, таковые тоже являются выражением истины. Отсюда вывод: нам нужно сближаться. Практическим выражением такой концепции стали дни совместных молитв, в которых были задействованы не только христианские служители, но и представители других религий. Я сам был свидетелем такого мероприятия в Кафедральном католическом соборе в Москве, и слышал, как наряду с молитвами, обращёнными ко Христу, звучали молитвы мусульманские и буддийские. Да, мы не должны, не имеем права ненавидеть человека только за то, что он исповедует другую религию. Но ни при каких обстоятельствах мы не можем ставить знак равенства между другими религиями и нашей святой верой, потому что выражением Истины и Путём в вечность является только Иисус Христос и Его Слово. «Я есть путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». И если только Христос есть путь, и истина, и жизнь, это означает, что вне Христа нет ни пути, ни истины, ни жизни. Вот почему мы должны говорить о Христе, благовествовать. Это не вопрос из сферы выбора идеологий, это вопрос жизни и смерти. Если ты не хочешь, чтобы твой ближний погиб (а, если ты христианин, ты не можешь такого хотеть), то должен указать ему на единственный источник жизни и спасения. Если ты любишь ближнего, то поступить иначе просто невозможно. Однако, надлежит думать не только о ближних, но и о себе, чтобы, как выразился Апостол Павел, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным.

Христос говорит о Своём единстве с Отцом не толпе случайных людей, а ученикам. Разумеется, потом они расскажут об этом другим, но в первую очередь великое откровение возвещается именно им. «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца». Так вот, если мы исповедуем, что Христос един с Отцом, если веруем, что нет иного пути, нет иной истины и жизни, то должны действовать соответственно. Если человек называет себя христианином или считает себя христианином, но при этом живёт так, как будто о Христе не слышал никогда, то какой он христианин? Кто для него является авторитетом? Чьё слово, чьё мнение значит для него больше всего? Повседневность напрямую зависит от ответа на этот вопрос, потому что она будет строиться, исходя из опоры на тот или иной авторитет. Чем настоящий, не формальный христианин отличается от других людей? Тем, что посещает богослужения? Ничуть. Отличие в том, что для него единственный авторитет – Христос и Его Слово. Отличие его жизни в том, что таковая строится именно на основании Слова Божия, а не на каком-то другом. И все остальные авторитеты существуют для него лишь в той мере, в какой не противоречат Слову Божию.

Это совсем не так просто, как может показаться. У мира, т.е. сообщества вне Христа, иные принципы, иная система ценностей, каковую он стремится навязать Господним верным. Причём делается сие весьма агрессивно. Т.е. несогласные прессуются всевозможными способами. Таким образом от них добиваются подчинения. Но Бог говорит нам, что повиноваться Ему следует больше, нежели человекам. Если Христос называет некое явлением злом, а земные авторитеты называют то же самое если не добром, то нормой, мы не можем придавать их словам хоть какое-то значение. Не можем соглашаться, не можем принимать. Даже в том случае, если сие неприятие несёт нам проблемы, несёт дискомфорт. Любой человек стремится к благоустроенной и мирной повседневности – это вполне естественно. Но, если мы действительно ученики Христа, то должны радеть не о мирском комфорте, а о Царствии Божием. Вспомним наших предшественников, которых принуждали к участию в государственном культе императора. Надо было всего-навсего бросить щепотку фимиама в огонь перед императорским изображением. Сущая ведь мелочь. Зато какие последствия! Никаких проблем в семье и в общественной жизни, никто к тебе не цепляется - живи и радуйся. Но наши братья твёрдо помнили, что только Христос есть Путь, и Истина, и Жизнь, а потому отвергали любое деяние, ведшее к отступничеству. За что и были казнимы. А всего-то щепотка фимиама…

Нам и сегодня могут предлагать такие щепотки. И вот, когда приходится делать выбор, тут-то и даётся реальный ответ на вопрос, действительно мы верим или только думаем, что верим. Жизнь не всегда проста. Обычно она течёт, подобно широкой медленной реке. Ты спокойно плывёшь по течению, и никаких проблем не возникает. Но на смену спокойным временам приходит время испытаний, трудные минуты. Река вдруг сужается и с рёвом несётся через пороги. И вот тут очень важно не утратить христианскую сущность, не отступиться, не польститься на блага, даваемые за щепотку фимиама. Если мы верим слову Христа, если доверяем Ему, то каждое наше намерение и деяние должно иметь начало в Нём и в Нём завершаться. Поэтому прежде чем что-то совершить, следует подумать, согласуется ли сие действие с нашей верностью Христу и Его Слову. И если оказывается, что не согласуется, то лучше таковое не совершать. Господь сказал: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». А это означает, что вне Христа, помимо Христа нет ни пути, ни истины, ни жизни. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 08.05.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

21 Апреля 2024 - Jubilate (Пастор  Е. Романенко)
30 Апреля 2023 - Jubilate (Пастор  Е. Романенко)
25 Апреля 2021 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2020 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2019 - 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Е. Романенко)
22 Апреля 2018 - Jubilate (Пастор  Г. Азиков)
07 Мая 2017 - JUBILATE (Пастор  Г. Азиков)
17 Апреля 2016 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
26 Апреля 2015 - «ТЫ помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62,8) (Пастор  Г. Азиков)
11 Мая 2014 - Jubilate - 3 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
21 Апреля 2013 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2012 - JUBILATE DEO! Проповедь на 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Г. Азиков)
25 Апреля 2010 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2010 - 3-е воскресенье после Пасхи (Jubilate) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Мая 2009 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)