МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Августа 2022 года

11 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.23, 1-12
1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3. итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6. также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах,
7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»
8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11. Больший из вас да будет вам слуга:
12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Во время каждого богослужения мы читаем Священное Писание. Причём, мы обращаемся к нему отнюдь не как к памятнику седой старины, но как к слову, вполне актуальному сегодня и сейчас. Почему такое возможно, как такое вообще может быть? Причина проста – за прошедшее время человечество практически не изменилось. Да, произошёл научный и технический прорыв – открыты и стали возможными сущности, о которых люди апостольского времени и помыслить не могли. Но вот человеческая натура при этом изменилась очень мало, если вообще хоть как-то изменилась. Людям свойственно чувствовать себя прогрессивнее, умнее, нежели их предшественники, почитаемые дикими и нецивилизованными. Однако, на самом деле, мы ничем не лучше их. Сие вполне подтверждается услышанными сегодня словами Христа. Он говорил о фарисеях, претендовавших на духовное лидерство в народе Божием. И ничего хорошего в сказанном о них в общем-то нет. Рассуждая о правилах, установленных законом, они не спешат их исполнять; они декларируют свою принадлежность Богу, а сами ориентируются на публику; опираясь на свой дутый авторитет, они претендуют на первые места и т.д. Ничего хорошего. Не случайно само слово «фарисей» стало синонимом понятия «ханжа, лицемер». С тех пор прошло много лет, Ветхий Завет сменился Новым, а люди всё те же. Поэтому духовное сходство между фарисеями времени земного служения Христа и современными христианами куда больше, чем хотелось бы.

Как показывает Третье послание Ап.Иоанна, уже в апостольские времена имелись проблемы с духовными лидерами общин. И чем дальше, тем больше таких проблем становилось. К чему же мы подошли сегодня? Клирики всех рангов, объясняющие пастве, как нужно жить по Слову Божию, сами жить по нему почему-то не спешат. Поэтому то и дело всплывают на свет скандальные истории то о педофилии, то о расхищении средств, то о монахах, оставляющих многомиллионные наследства. Думаю, что все такие истории слышали, а потому нет никакой нужды их повторять. Но примечательно, что все эти, с позволения сказать, «наставники» чрезвычайно любят внешний почёт и уважение. Точно так же, как и обличаемые Христом фарисеи. Пожалуй, они заслуживали бы сие, если бы жили так, как говорят, но ведь жизни-то как раз нет. Между тем, короля, как известно, играют придворные, поэтому можно только сожалеть о тех обманутых, которые окружают почётом недостойных, лобызают им руки и сыплют свои трудовые сбережения в их бездонные карманы. Почему же люди так поступают, почему порой как будто не хотят видеть очевидное? Потому что переносят святость Бога на Его служителей, забывая о том, что все люди согрешили, все лишены славы Божией, а потому все находятся в одной лодке или, вернее, все пребывают на одной скамье подсудимых. Нет ни одного человека, который бы не грешил, не нуждался бы в милости Божией, в Его прощении и оправдании. Почему же клириков ставят выше мирян? В них больше святости, праведности, они стоят ближе к Богу? Вообще никак. Именно поэтому Господь побуждает верных разделять Слово и тех, кто таковое проповедует: «Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и выполняйте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Кто бы ни проповедовал Слово Божие, это Слово Бога - оно есть истина, оно есть руководство к действию. Но не надо распространять величие Слова на проповедующих, потому что они такие же, как и те, кому проповедуют. Просто в силу образования знают больше – и не более того. Именно поэтому сказано: «а вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы - братья».

Сущим проклятием человека является его натура – не просто падшая, но исполненная холопского духа. Вот этот самый дух никак не удаётся вытравить. А ведь именно он побуждает людей создавать себе кумиров на земле и поклоняться им, взирая на них как на наместников Бога на земле. Вот поэтому и появляются всякие «святейшие» и «блаженнейшие». Это очень напоминает некоторые языческие религии, где по некоторой совокупности признаков человека избирали воплощением божества и обращались с ним соответственно. Кстати, данный обычай не ушёл в прошлое, кое-где он сохраняется и сейчас. Поистине, это тот же самый грех, который соделали евреи, когда, устав ждать Моисея, изготовили себе золотого идола в виде тельца и стали поклоняться ему, как истинному богу. В чём же при таком раскладе наше отличие, как христиан, от этих язычников, и от людей Ветхого Завета?

Христос пришёл, чтобы сделать нас свободными. Свободными не только от власти смерти, но и от внутреннего рабства, от холопства, чтобы мы были свободны не по внешней форме, а по духу. А свободный человек не творит кумира из себе подобных, потому что, как уже было сказано, перед Богом мы все пребываем в одинаковом положении. «…все же вы - братья». Мы можем уважать хороших проповедников, как специалистов в своей области, но любой хороший специалист достоин точно такого же уважения. И как бы ни называлась должность – пастор, епископ, патриарх, папа римский – она не является основанием для того, чтобы смотреть на занимающего её человека снизу вверх. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Вся благодать, перспектива вечности и обретаемый благодаря таковой смысл жизни приходят только от Христа, поэтому верный склоняется перед одним лишь Христом – не только истинным Учителем и Наставником, но ещё Спасителем и Искупителем. Кроме того, любой проповедник, сколь бы хорош он ни был, только лишь интерпретирует Слово Божие, показывая, каким образом таковое может быть применено к текущему моменту. Но ничего нового и ничего иного по сравнению с таковым он сказать не может. Это вполне естественно. Слово Жизни есть только у Бога, люди могут лишь повторять то, что открыл Господь. И в этом проповедники очень похожи на школьного учителя, который наставляет и может делать это очень хорошо, но при этом говорит только то, что уже существует, не додумывая ничего от себя.

Мы живём по Новому Завету, мы его участники. А сей Завет даёт систему отношений между людьми, которая сильнейшим образом отличается от традиционной, ибо в ней нет места для поклонения другому человеку, для преклонения перед другим человеком. Всё сие возможно только по отношению к Богу. Отношения же между людьми должны основываться не на господстве одних над другими, а на взаимном служении. И тот, кто поставлен на ответственную должность, должен служить ближним куда больше, нежели обычный человек. Служить, а не набивать себе карманы за их счёт, и не относиться к ним, как к быдлу. «Больший из вас да будет вам слуга» - такова заповедь Христа. Поэтому так ужасно смотреть на всякого рода чиновников хоть в миру, хоть в Церкви, которые, будучи назначенными на какую-то должность, начинают чувствовать себя большими барами и поведение имеют соответственное. Сие есть мерзость перед Господом, притом мерзость гибельная, ибо сказано: «…кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится».

Что нам делать, исходя из всего вышесказанного? Помнить, что мы – Христовы. Наш Отец – Бог Всевышний, Христос – наш Наставник и Учитель, мы же – Его дети и ученики, а между собою братья, соединённые Кровью Господа. Никто не ниже и не выше. Все мы нуждаемся в прощении грехов, оправдывающей милости и спасении. Поэтом будем служить друг другу данными Богом дарами, будем внимать Слову и стараться жить сообразно ему, не склоняясь ни перед кем, кроме вечного Триединого Бога, Которому всякая честь и слава и поклонение во веки веков! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

15 Августа 2021 - Грех и Благочестие в глазах Бога (Пастор  Г. Азиков)
23 Августа 2020 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2019 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Августа 2018 - 11-е Воскресенье после Троицы (Диакон  Е.Романенко)
27 Августа 2017 - 11 воскресенье после дня Св. Троицы (Диакон  Е.Романенко)
07 Августа 2016 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
19 Августа 2012 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Августа 2008 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)