МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Августа 2023 года

11-е воскресенье после Троицы


Луки 18:9-14
9. Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»
14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Дорогие братья и сёстры, представьте себе такую картину: некоего человека судят за убийство. Первым делом судья задаёт ему вопрос: "Признаёте ли себя виновным в убийстве?". Подсудимый же отвечает: "Ваша честь, ну неужели я первый убийца в истории человечества?...". И далее наш подсудимый начинает вспоминать все убийства в мировой истории, начиная, наверное, с Каина и Авеля. Я думаю, любой разумный судья на этом месте остановит его и напомнит, что в настоящий момент перед судом стоит не Каин (и не другие убийцы которых в истории человечества, увы, было предостаточно). В настоящий момент перед судом стоит вот именно этот, конкретный убийца, которому предстоит ответить за свои преступления.

К чему я привёл такой пример? Сегодня перед нами один из самых известных и, думаю, самых психологически ярких текстов Евангелия - притча о фарисее и мытаре. И как минимум фарисею в этой притче было свойственно такое же поведение, как нашему неразумному подсудимому. И вот, для того, чтобы лучше понять, что происходит в этой притче, нужно сначала сказать несколько слов о том, кто такие фарисеи и кто такие мытари.

Фарисеи были религиозным движением внутри иудаизма эпохи Второго Храма. И хотя на страницах Нового Завета фарисеи часто обличаются, многие из них отнюдь не были такими уж негодяями. Изначально фарисейское движение ставило перед собой вполне благородную цель: неукоснительно соблюдать все правила, данные в Моисеевом Законе и различных устных преданиях. Вероятно, многие из них хотели стать хорошим примером для иудейского народа - показать, что праведность через исполнение Закона всё же достижима, чтобы как можно больше иудеев последовали их примеру. Возможно именно поэтому праведность фарисеев часто становилась показной и лицемерной, о чём Господь Иисус нередко говорит на страницах Евангелий. Но в целом фарисеи ориентировались на практическую, каждодневную праведность. Для них праведность состояла в том, чтобы каждый день и каждый час, в каждый момент своего бытия совершать именно правильные в Очах Божиих действия. Их праведность требовала собранности и дисциплины, но это была именно праведность дел.

Теперь скажем несколько слов о мытарях. Они были сборщиками податей, а проще говоря налоговыми инспекторами, работавшими на иудейских прокураторов - ставленников Римской Империи. И поскольку мытари были, выражаясь современным языком, коллаборационистами, в иудейском обществе их очень не любили. Налоговиков считали национал-предателями, нечистыми людьми. Даже общение с ними в некоторых случаях считалось грехом, а зачастую не приветствовалось.

Итак, для иудейского общества фарисей был образцом практической праведности, а мытарь - презренным образцом человеческой греховности. Учитывая эти обстоятельства, давайте посмотрим на то, какие молитвы фарисей и мытарь в этой притче возносят к Всевышнему: «Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Луки 18:11-12).

На что можно обратить внимание в этой молитве фарисея? Конечно, начинает он с обращения к Богу, но фокус его молитвы очень быстро смещается. Фарисей, конечно же, ориентируется на праведность через исполнение иудейского Закона, но очень быстро переходит даже не на дела Закона, а на дела других людей, точнее на их грехи: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди...». То есть фарисей пытается напомнить Всевышнему, насколько более выигрышно он (т.е. фарисей) выглядит на фоне других людей; насколько он, делающий добрые дела более праведен, чем все окружающие, делающие злые дела. Его практическая праведность играет с ним злую шутку: получается праведность, для которой Бог не особенно нужен - ведь фарисей считает, что достигает её своими силами. Именно поэтому очень скоро молитва фарисея переходит даже не в учёт чужих злых дел, а в откровенную саморекламу: «Боже! благодарю Тебя, что я (...) пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Луки 18:12).

И таким образом, хотя молитва фарисея хотя и начинается с обращения к Богу, она перерастает в его собственное возвышение над другими людьми: «Благодарю тебя, Боже, что я лучше, чем они все!». Как хорошо сказал об этом константинопольский епископ Иоанн Златоуст: «...Хотя фарисей и свободен был от жадности и грабежа, но мать всех зол – тщеславие и гордость – была укоренена в душе его» (Иоанн Златоуст, «Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении»).

Теперь давайте посмотрим на мытаря. Его молитва от молитвы фарисея существенно отличается: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»» (Луки 18:13).

Весьма интересно: в том, что касается праведности от Закона, молитва мытаря даже не имеет как такового содержания. Он не перечисляет ни своих заслуг, ни грехов других людей, ни даже своих собственных грехов. Сборщик податей просто осознаёт свое несовершенство, своё недостоинство перед Богом. Если помните, в предыдущей моей проповеди мы говорили о видении пророка Исайи, который ощущает, что в присутствии Запредельно Святого и Праведного Бога он просто не может находиться (Исаия 6:5). Вот думаю, именно так же ощущал себя и мытарь - он понимал, что ему нечем похвалиться перед Богом. И поэтому он не считает возможным просить Бога ни о чём другом, кроме милости: «ударяя себя в грудь, (он) говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (то, что он ударял себя в грудь - в иудейской культуре символизировало сокрушение, т.е. горькое сожаление о собственном грехе).

Итак, у нас два противоположных полюса: фарисей и мытарь. С одной стороны - предельное духовное самомнение, вызванное ощущением собственной праведности, ориентированности на собственное «Я» и собственные усилия. С другой стороны - сокрушение о собственных грехах, практически на грани полного отчаяния. И вот, Господь Христос хочет, чтобы его ученики, а значит, и мы с Вами, дорогие братья и сёстры, вынесли из этой притчи определенный вывод: «Сказываю вам, что (мытарь) пошёл оправданным в дом свой более, нежели (фарисей): ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». То есть мытарь получает от Бога оправдание, в отличие от фарисея. Ключевое различие между ними таково: фарисей не ощущает себя грешником, которому нужна милость Бога. И, как следствие, это ощущение собственного величия не позволяет фарисею видеть собственные ошибки и бороться с грехом в своей душе.

А вот мытарь - взывает к Богу почти что из глубин отчаяния - как в Псалме 129: «Их глубины взываю к тебе, Господи!» (Псалом 129:2). Мытарь понимает, что ему нечего «предложить» Богу. Он не считает возможным апеллировать к греховности других людей, чтобы на их фоне выглядеть «большим праведником». Поэтому мытарь не считает возможным просить Бога ни о чём, кроме милости, которая так необходима кающемуся грешнику. Как сказал, толкуя эти стихи преп. Ефрем Сирин: «Тот, кто признавался в грехах своих, угодил Богу более того, который признавался в своей праведности» («В подражание Притчам»).

Очень хорошо сформулировали разницу между этими двумя молящимися авторы Учебной Библии Далласской семинарии: для фарисея мерилом праведности были другие люди, а для мытаря мерилом праведности был Бог (См. коммент на: Луки 18:9−14). И вот именно поэтому - говорит нам Христос - более оправдан именно мытарь, а не фарисей. Потому что он признал свое несовершенство, и если выражаться словами 50-го Псалма, принёс Богу поистине достойную жертву: «Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 50:19).

Итак, что из этой притчи следует для нас, дорогие братья и сёстры? Через притчу о фарисее и мытаре Господь Христос пытается напомнить нам несколько простых, но крайне важных истин. Правда, прежде чем, мы перейдём к этим важным истинам, хочу сделать небольшое напоминание. Я уже неоднократно говорил, что наша христианская праведность достигается через веру во Христа, через принятие крестной жертвы Христа и независимо от дел Закона. Это непреложная истина, которая находится в центре нашего Евангелическо- лютеранского исповедания.

Однако, если говорить о наших делах и наших грехах, то в первую очередь притча о фарисее и мытаре напоминает нам вот о чём: ни в коем случае нельзя измерять собственную праведность грехами других людей. Например, я сам - не могу сказать, что являюсь нравственным идеалом. Однако, по сравнению, например, с каким-нибудь чиновником, который регулярно берёт взятки и изменяет своей жене - даже я буду выглядеть не таким уж плохим человеком. А уж по сравнению с Адольфом Гитлером, Пол Потом или Иди Амином даже этот чиновник покажется ангелом во плоти.

Но нет! - говорит Господь - Для христиан, мерилом не должны быть грехи или заслуги других людей. Потому что мы следуем за Христом, а не за людьми. И мы призваны подражать Христу, а не тем или иным грешным и несовершенным людям. Господь дал нам Своё Святое Слово в качестве неизменного стандарта, которому мы должны следовать. И именно это Святое Слово, а не поступки других людей будет для нас мерилом в день Последнего Суда: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоанна 12:48).

Так что первый и важнейший вывод, который нам с Вами необходимо вынести из этой притчи: нельзя измерять собственную христианскую праведность грехами других людей, надеясь на их фоне показаться более праведным перед Богом. В День Воскресения Мёртвых эти люди будут отвечать перед Богом за свои поступки, а каждый из нас - за свои.

И второй вывод, который очень тесно связан с первым выводом. Как мы с вами успели убедиться на примере фарисея, его возвышение над другими людьми - следствие его собственной гордыни, его собственного тщеславия. А это значит, дорогие братья и сёстры, что нам нужно всячески избегать гордыни и стремиться обрести смирение. Нам нельзя превозноситься над другими людьми, нельзя мнить о себе слишком много. Смирение - как хорошо сказал К.С. Льюис - состоит не в том, чтобы думать о себе как можно хуже, но в том, чтобы думать о себе как можно меньше. И наше смирение должно состоять в частности вот в чём: следует помнить, что никому из нас нечем похвалиться перед Богом, потому что все наши так называемые "заслуги" перед Ним не стоят ничего. Сами по себе мы недостойны прощения, но Христос отвоевал для нас это прощение грехов, искупив нас на кресте Голгофы. Через жертву Христа Спасение пришло к нам как дар. И поэтому никто из нас не имеет права вслед за фарисеем сказать: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой как прочие грешники...». Потому что глубоко внутри мы такие же, как прочие грешники.

И если - как сказано в Послании к Римлянам - «все согрешили и все лишены славы Божьей» (Римлянам 3:23), то другой грешник - скорее наш брат по несчастью. Это не человек, от которого можно брезгливо отвернуться, но тот, кому нужно помочь приобщиться к Крестной Жертве Христа, дабы он оставил свой грех и стремился творить Божью Волью в обновлённой жизни.

Итак, дорогие братья и сёстры, давайте подведём итоги. Через притчу о фарисее и мытаре Господь Христос открывает нам важнейшие истины. Первая из них состоит в том, что не нужно подобно фарисею измерять собственную праведность грехами других людей (да и вообще какими бы то ни было деяниями других людей!). Человек, который намеренно ставит себя в один ряд с грешниками чтобы на их фоне казаться более праведным, упускает из виду, что перед Богом ему придется отвечать за свои дела и свои грехи, а не за грехи других.

Фарисей совершает именно такую ошибку: ставит себя выше других. Как и у многих людей, надеющихся снискать праведность в глазах Бога своими делами, гордыня рождает в фарисее непомерное ощущение собственной праведности и собственной значимости, что не позволяет ему видеть собственные грехи и собственные ошибки.

Нам же - христианам - следует уподобиться мытарю. В том что касалось праведности в Очах Божиих, мытарь не пытался сравнивать себя с другими людьми, не занимался духовной саморекламой. Он ясно ощущал своё несовершенство и недостоинство, свою греховность перед Богом, поэтому не считал нужным молить ни о чём другом, кроме милости. Нам с Вами эта милость была явлена в Иисусе Христе, верой в которого мы оправдываемся перед Богом. И это оправдание пришло к нам как чистый дар, независимо от наших дел. Именно поэтому нам следует подобно мытарю стремиться обрести смирение и уповать именно на Божью Милость: «Сказываю вам, что мытарь пошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

06 Августа 2023 - Преображение Господне (Пастор  Е. Романенко)
28 Августа 2022 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2021 - Грех и Благочестие в глазах Бога (Пастор  Г. Азиков)
23 Августа 2020 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2019 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Августа 2018 - 11-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
27 Августа 2017 - 11 воскресенье после дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
07 Августа 2016 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
19 Августа 2012 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Августа 2008 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)