МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Мая 2018 года

Rogate


Мф.6, 5-8
5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Сегодняшнее воскресение именуется «Rogate» или «молитвенное». Соответственно, читаемое в этот день Слово Божие призывает нас сосредоточиться на теме молитвы и поразмышлять, что такое молитва для нас и какое место она должна занимать в жизни верующего. Итак, что такое молитва? Средство общения с Богом, причём придуманное отнюдь не людьми, но установленное и заповеданное Им Самим. Таким образом, молитва должна быть постоянной составляющей жизни христианина. Причём Господь не только заповедал нам молиться, но также, дабы мы не блуждали в потёмках, дал ясные указания о том, что и как надлежит делать. Т.е. Бог заинтересован в том, чтобы Его верные уделяли время молитве. Причём совершали таковую как сообща, так и лично. Услышанные сегодня слова Христа говорят нам именно о личной молитве. И, чтобы следовать Его воле, надлежит иметь в виду следующее.

Прежде всего, мы должны помнить, что Бог – наш Отец, а мы – Его дети. Следовательно, наше общение с Богом – это общение Отца и детей, а не что-то другое. Именно поэтому Иисус говорит: «…войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне…». Молитвенное общение с Отцом в данном случае есть общение сугубо личное, при котором не должен присутствовать никто посторонний. Есть Бог и есть ты – всё; больше никого быть не должно. Личная молитва ни при каких обстоятельствах не должна превращаться в публичную. Личная молитва не должна становиться демонстрацией своего благочестия, как это было у фарисеев, о чём сказал Иисус: «И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми». А бывает ещё хуже. Бывает, когда личная молитва становится средством выражения политической лояльности. Однажды мне довелось присутствовать на мероприятии, высокопарно именуемом «национальный молитвенный завтрак». Так вот, среди присутствовавших был один протестант, который так активно и пафосно взывал к Богу о всяческом благословении президента, что даже присутствовать при этом было неприятно. А сказать «аминь» так и вовсе невозможно. Итак, личная молитва – именно личная, без свидетелей. Но вот, ты уединился. Что говорить и как говорить? Сколько раз в нашем приходе ко мне подходили люди и спрашивали об этом. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно помнить то, с чего мы начали: молитва – это разговор детей с Отцом и притом Отцом любящим. Следовательно, и говорить с Ним нужно именно как с Отцом. Говорить доверительно о том, что для тебя по-настоящему важно, о своих действительных нуждах. Однако, именно говорить, а не выдавать список ультимативных пожеланий типа хочу вот это и вот это. Далее. Не надо пытаться перекладывать свои проблемы на Бога. Помнится, на молодёжных мероприятиях лет 10-12 назад была популярна песня с рефреном «Отдай проблемы Иисусу, и Он решит их за тебя». Это классический пример призыва к следованию по ложному пути, потому что Господь не должен решать проблемы за тебя и не будет этого делать. Соответственно, не надо Его об этом просить. Если у тебя есть проблема, проси о мудрости, о водительстве Святого Духа, но решать свою проблему ты должен сам. Бог указывает путь – идти надо самому. Чтобы не получилось как с человеком, который страстно просил о выигрыше в лотерею, но не удосуживался купить лотерейный билет. Однако, вот вопрос: а зачем вообще молиться? Разве не говорит Иисус: «…знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него»? Да, знает, но хочет, чтобы мы сами сказали о них, потому что говорение требует осознания. Ты говоришь о какой-то нужде тогда, когда осознаёшь, что это именно нужда. Господь знает твои нужды, причём намного лучше тебя самого, но хочет, чтобы и ты осознал их, причём осознал именно как нужды, а не как нечто ничтожное, не стоящее внимания. Поэтому относиться к молитве следует весьма серьёзно и, прежде чем говорить с Отцом, думать, что именно ты Ему скажешь. Например, подумать, будет ли угодно Богу твоё прошение и можно ли просить о Его благословении задуманного деяния? Ведь очевидно, что далеко не все человеческие свершения угодны Богу. Представьте, например, что сутенёр будет просить о процветании своего нечестивого бизнеса. Или вот, ситуация посерьёзнее: представьте две армии перед началом боевых действий. Причём конфессиональная принадлежность солдат с обеих сторон совпадает. Ну вот как сейчас на Украине. С каждой стороны капелланы возносят молитвы о благословении именно своей стороны, о победе. О чём, в сущности, они просят? О том, чтобы Бог благословил их на убийство единоверцев, чтобы Бог помог христианам искромсать христиан же. Может ли такое быть угодным Богу? Никак не может.

Каждому хочется, чтобы его молитва была действенна, т.е. услышана Богом и принята Им. От чего же зависит сия действенность? Совершенно очевидно, что не от количества слов. Поэтому и говорит Господь: «…не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны». Действенность молитвы зависит от искренности чувства, с которым таковая возносится, от доверия Господу. Есть хорошее предание о монахе, который весьма чтил Пресвятую Деву, но по простоте не мог выучить ни одной молитвы, кроме Ave, Maria. Этой молитвой он и молился во всех случаях жизни, вызывая насмешки остальной братии. Но когда он умер, из его уст выросло пять роз по числу букв в имении Марии и, таким образом, была возвещена святость усопшего.

А теперь представьте ситуацию, что вот молиться хочется, а прошений вроде никаких особых нет. Тут следует памятовать, что прошений может и не быть, а вот благодарность должна быть всегда. Я бы даже сказал, что не прошения, а благодарность должна стоять на первом месте, чтобы именно она, а не прошения занимала большую часть наших молитв. Господь дал нам установления о молитве для того, чтобы мы пользовались этим средством общения с Ним и не пренебрегали им. Христианину должно говорить со своим Небесным Отцом, т.е. молиться: молиться в доверии, молиться искренне, говорить о насущном, благодарить и превыше всего искать благословения Божия, единства с Ним, дабы пребыть с Ним в обоих мирах – в преходящем и в вечном. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 06.05.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

07 Мая 2023 - Rogate (Пастор  Е. Романенко)
22 Мая 2022 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
09 Мая 2021 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2020 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
26 Мая 2019 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2017 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2016 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
10 Мая 2015 - Rogate (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2014 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
05 Мая 2013 - 5 воскресенье после Пасхи – Rogate (Пастор  Д. Лотов)
13 Мая 2012 - Rogate – 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
29 Мая 2011 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ «ROGATE» (Пастор  Г. Азиков)
09 Мая 2010 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
17 Мая 2009 - Rogate – пятое воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2008 - Rogate - 5 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)