МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Февраля 2012 года

Invocavit – 1 воскресенье Великого поста


Римл.2, 1-11

Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо темп же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и эллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога.

Человеку свойственно жить беспечно. Говоря сие, разумею не богатых бездельников, не знающих, чем себя занять, но самых обычных людей. Беспечность же их заключается в том, что они совершают поступки, не помышляя о последствиях оных. Неверующих можно понять: они живут исключительно видимой реальностью, в которой можно положиться на традиционное русское «авось». Но совершенно непонятно, когда подобным образом начинает вести себя человек, принадлежащий к народу Божию, слушающий Слово Господа и знающий, что настанет день, в который он встретится с Богом, дабы дать отчёт в своём уповании. Люди беспечны. Они живут так, как будто у них в запасе если не вечность, то, по крайней мере, очень долгая жизнь. Иллюзия, ни на чём не основанное заблуждение. Человек не только смертен, но и внезапно смертен. Каждый день земного бытия может оказаться последним. Думал ли наш недавно почивший брат Иван Акимов, пребывавший во цвете лет, что такое невинное занятие, как очистка кислотой коллекционной монеты может привести к кончине? Разумеется, не думал, а между тем именно так и получилось. Каждый день мы говорим смерти «не сегодня», она соглашается и отступает. Но однажды, совершенно неожиданно, она не согласится и не отступит. А что дальше? Примечательно, что даже язычники, которые не могли похвалиться полнотой Божественного Откровения, поняли, что дальше будет суд, на котором не останется ничего тайного, на котором станут явными все дела, помышления и намерения. Язычники заблуждались в деталях, но сущность поняли правильно: Божий суд есть полная оценка человека и соответствующее воздаяние. Заблуждением же их была идея о том, что богов можно каким-то образом задобрить, отвести от себя их гнев. Именно поэтому египтяне снабжали умершего специальной оправдательной речью, да и у других народов были похожие обычаи. Удивительно, что христиане, имея полноту Откровения Истинного Бога, впали в те же заблуждения и до сих пор считают, что посредством неких особых молений или иных действий можно вывести душу из ада или (как думают католики) освободить её от мучений чистилища. Но истина выглядит иначе. Апостол пишет нам: «…нет лицеприятия у Бога». Это означает, что Бог беспристрастен. Он не может быть подкуплен, задобрен или принуждён к повиновению. Именно этой беспристрастностью, а также полной открытостью и страшен Суд Божий, на который предстоит предстать всем живущим. Во всём творении нет ничего, что могло бы быть сокрыто от Бога. Для Него нет ничего тайного. Почему это так ужасно? Потому что среди нас нет ни одного праведного. Своими мыслями и словами, намерениями и делами мы постоянно преступали волю Бога. Поэтому, какими бы хорошими мы ни казались самим себе, перед Ним мы не более чем грешники. А, как говорит нам Св.Писание, наказание за грех –смерть.

Неужели ни у кого из нас нет никакой иной перспективы кроме осуждения и проклятия? Благодарение Богу, положение не безвыходно. Откровение возвещает, что путь для оправдания, спасения и обретения жизни есть. Только один, но есть. Этот путь - Христос. Вера в Него вменяется нам в праведность, ибо наш Искупитель принимает на Себя наши грехи, даруя взамен Свою праведность. Именно поэтому Он сказал, что верующий в Него перешёл от смерти в жизнь. Но что такое вера?

Мы уже неоднократно говорили о том, что вера не есть некое декларативное заявление или признание бытия Божия. Вера есть прежде всего доверие Христу и вытекающий из этого доверия образ жизни, соответствующий Божьей воле, Его заповедям. Да, мы согрешаем против этих заповедей в каждый день бытия, однако отношение го греху может быть разным. Верующий не считает грех, пусть даже непроизвольный, непреднамеренный, нормой бытия. Верующий, согрешив даже непреднамеренно, ужасается соделанного, искренне раскаивается в нём, потому что стыдится греха. Соответственно, верующий не живёт как придётся. Он следит за собой, стремясь в максимально возможной степени ограничить число даже непреднамеренных согрешений. Однако, не все таковы. Есть люди, которые, хотя и именуют себя христианами, но живут иначе – живут так, как будто они ничего не слышали о Христе, ибо их поведение ничем не отличается от поведения неверующих. Они не ужасаются греха, они живут в нём, не сожалея о соделанном и не раскаиваясь в нём. В том числе они возвышают себя за счёт унижения других, они позволяют себе судить и осуждать, выносить приговоры, определять, кто достоин, а кто нет. На каком основании? По какому праву? По какому праву ты осуждаешь ближнего, если сам ничем не лучше его? Не лучше, потому что перед Богом ты такой же грешник, вне милости Христа не имеющий никаких шансов на спасение! Самое интересное, что люди, с пеной у рта осуждающие ближнего за какое-то согрешение, осуждают столь яростно именно потому, что сами имеют сходные намерения. Они осуждают именно потому, что видят в осуждаемом отражение собственного нечестия, и в этом случае осуждение становится не только грехом, но и отвратительным фарсом. Именно об этом говорит нам св.Павел: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». Суд принадлежит Богу и только лишь Богу. Люди то и дело пытаются присвоить себе Божественные права, но при этом не становятся богами. А, следовательно, являются не более, чем самозванцами. Последствия такого самозванчества весьма прискорбны: «… мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? … Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его. … тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев». Поистине, сие предупреждение стоит того, чтобы задуматься над ним сейчас, пока ещё есть возможность что-то менять. После предстания перед вышним престолом никакие изменения уже не будут возможны.

Для чего нам даны заповеди? Для чего Христос и Апостолы говорили и писали о том, каким должно быть отношение к ближнему? В том числе и для того, чтобы их слова стали для нас зеркалом наших грехов; для того, чтобы мы поняли истину о себе самих, о своём месте перед Богом. Поняли, ужаснулись собственного нечестия, покаялись в нём и изменили жизнь. Как уже было сказано, христианин считает грех не нормой поведения, а именно грехом, и старается максимально далеко отойти от него, потому что грех отделяет от Бога, препятствует следованию за Христом, Который «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную…».

Почему мы так любим поговорить о ближних? Потому что не любим говорить о себе. Если же начать всерьёз думать о своих грехах, считать грехи ближнего уже не захочется. Да и зачем их считать? От того, что твой ближний – грешник, ты перед Богом лучше не станешь. Посредством осуждения ближнего можно возвыситься в глазах людей, но не в глазах Бога. А кроме того, осуждение исключает любовь. Любя можно предостеречь, можно помочь избежать греха. Но там, где ближний унижается осуждением и обвинительным приговором, там нет любви. А там, где нет любви, нет и Христа. А там, где нет Христа, нет и спасения. Посему, дабы, проповедуя другим, самим не остаться недостойными, будем помнить о грядущем Суде и выстраивать свою жизнь в соответствии с перспективой того, что на этом суде никто из нас не будет судьёй – все мы окажемся в роли подсудимых. Поэтому будем думать не о грехах ближних, а о своих собственных, проводя время в смирении и покаянии перед Богом, в любви к ближним, в стремлении к святости и чистоте. Разумный человек никогда не станет выносить суждения по вопросу, в котором он не компетентен. В вопросе праведности не является компетентным ни один из нас. Поэтому оставим суд, оправдание и осуждение Богу, а сами, по слову Апостола Павла, будем постоянством в добром деле искать славы, чести и бессмертия, ибо таковым Бог даёт жизнь вечную. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 26.02.12




Другие проповеди по этому же поводу:

18 Февраля 2018 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
05 Марта 2017 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2016 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
22 Февраля 2015 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
09 Марта 2014 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2013 - 1 воскресенье Великого поста – Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2010 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2009 - Invocavit - первое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)