МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Февраля 2016 года

Invocavit


Евр.4, 15-16
…мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

В одном из своих посланий Апостол Павел написал, что Христос пришёл в мир спасти грешников, из коих он, Павел, первый. Поистине удивительно: мы почитаем его, как великого святого, как выдающегося служителя, а он почитал себя великим грешником. С тех пор в истории Церкви эта ситуация многократно повторялась. Многие из тех, кого мы почитаем как праведников, сами себя таковыми не считали, и их путь ко Христу начинался с покаяния, т.е. с осознания себя как грешников, со стыда за недостойные деяния. И если такие титаны веры, как Павел, почитали себя грешниками, то у нас тем более нет оснований считать себя кем-то иным. Да и кем мы ещё можем быть, если ни один день нашего бытия не обходится без того или иного греха? Чтобы понять это, достаточно заглянуть в 10 Заповедей. Заглянешь – и ужаснёшься. Не одно так другое. Причём не стоит думать, что греховность исчерпывается деяниями. Согрешить можно и помыслами и намерениями, причём в глазах Бога нет никакой разницы в том, каким именно образом ты согрешил. Сделал ли недолжное, подумал ли о недолжном – всё едино. Все люди грешники, все делают недолжное и думают о недолжном. Потому и сказано в Св.Писании, «все согрешили, и все лишены славы Божией». Это воистину так. Но только одни люди относятся к своей греховности серьёзно, а другие нет. Вот, например, тот же Павел говорил, что не почитает себя достигшим, т.е., что его духовное состояние далеко от совершенства, от праведности. Но многие ли думают также? Ведь, как правило, всё как раз наоборот. Главное, чтобы жизнь удалась в мирском понимании этого выражения, а много в ней грехов или поменьше, это уже дело десятое, это уже не столь существенно. Павел не почитал себя достигшим, а большинство явно почитает, почему и пребывает в довольности, в мире, в спокойствии. Только с чего бы такое спокойствие? Не с того ли, что нет помышлений о грядущем предстоянии перед лицом Бога, помышлений о Суде? По всей видимости нет, потому что если действительно думать о предстоянии Богу и о Его Суде, то хочется вопить от ужаса - ведь жизнь исполнена греха и скверны, а оправдаться нечем. Нечем, потому что вся внешняя человеческая праведность перед лицом Бога не стоит ничего, а наказание за грех – смерть. Поэтому нет оснований для успокоенности, нет оснований для довольства. Есть основания только для плача и вопля. И если человек хочет обрести хоть какую-то надежду на жизнь, то возможен только один путь – тот самый, о котором мы сегодня прочитали в Послании к Евреям: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость…».

Чудо воплощения, чудо Рождества не только в том, что Бог умалился до образа творения, чтобы возвестить нам истину. Оно ещё и в том, что Он умалился для того, чтобы услышать нас. «…мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но, Который, подобно нам, искушаем во всём…». Бог Ветхого Завета – это воплощение непостижимости, неприступности. Когда Моисей взошёл на Синай в присутствие Божие, то народ, стоявший у подножия горы, не испытывал ничего кроме ужаса. Мощь Бога была столь велика, что когда при освящении скинии слава Божия наполнила её, священники не смогли совершать служение. Как говорить с таким существом? Что можно сказать Богу, лик Которого таков, что человек не может увидеть Его и остаться живым? С Иисусом можно говорить, Иисусу можно сказать, потому что при всей Своей непостижимости Он был одним из нас – жил той же жизнью, терпел те же страдания вплоть до смерти. Поэтому Он поймёт и поможет. Однако для того, чтобы Он понял и помог, надо сказать, надо пожелать, чтобы помощь пришла, потому что никто не может быть спасён или избавлен, если не хочет этого. Насильственное, т.е. совершённое против воли избавление не вызовет ничего кроме злобы. Вспомните «Приключения Тома Сойера» - там описывается как богатая вдова Дуглас, в благодарность за спасение, взяла к себе в дом бродягу и оборванца Гека Финна. Так вот, обретя, казалось бы, всё то, о чём должен мечтать любой нищий, Гек Финн очень быстро почувствовал себя несчастным и в конце концов сбежал, вернувшись к прежнему бытию, которое, несмотря на все минусы, нравилось ему куда больше. Мне кажется, что мы все во многом похожи на него, потому что нам нравится жизнь, которую ведём, несмотря на то, что в ней так много недолжного. Но тогда уместно задать лишь один вопрос – а действительно ли тебе хочется спасения? Действительно ли тебе хочется войти в Божье Царство? Может быть, эта тема глубоко безразлична? Если так, тогда и говорить не о чем. А если хочется, то стоит внимательно посмотреть на свою жизнь в свете 10 Заповедей и трезво оценить, что именно мешает вхождению в Божье Царство. Это действительно стоит сделать, потому что у Бога нет всепрощения, а Иисус прямым текстом и неоднократно говорит о разделении на спасённых и проклятых. Причём принадлежность к Церкви, исповедание Христа само по себе не спасает. Как Он сказал, многие в день Суда воззовут: Господи, не Твоим ли именем мы творили чудеса и изгоняли бесов? Но в ответ услышат только: отойдите от Меня, ибо не знаю вас. Так вот, как только что было сказано, следует трезво оценить, что именно мешает единству с Богом, что препятствует вхождению в Его Царство. Оценить, и говорить об этом с Богом, говорить о том, что реально заботит и отягощает. Подчёркиваю – говорить именно об этом, потому что, имея свои собственные и вполне реальные нужды, донельзя нелепо заниматься чтением молитв, не имеющих к данным нуждам никакого отношения. Однако, что самое главное, говорить с Ним следует не формально, а серьёзно, т.е. действительно желая разрешения проблемы. И если разговор будет именно таким, то помощь придёт.

Мы начинаем Великий пост – время осмысления голгофской жертвы Христа, время покаяния, а что такое истинное покаяние? Осознание греха именно как греха, ужас от совершённого и желание впредь не делать того, что осознано как грех, т.е. нарушение Божией воли. Именно такое покаяние Господь желает видеть в нас. Именно такое покаяние было у Павла, ужаснувшегося делам рук своих и позже, уже во время пребывания в апостольском служении, тяжко переживавшего совершённое против Господа и Его народа.

Пока что время есть. Пока что Христос пребывает среди нас и может помочь изменить бытие. Когда мы узрим Его в облике Судии, будет поздно что-либо менять. С мирской точки зрения жизнь может быть вполне удавшейся, она может быть окружена почётом и уважением, но в вечности мирские знаки отличия не стоят ничего. Земные награды в иную грань бытия не переходят и, когда ты предстанешь перед Богом, то предстанешь такой как есть, в полной обнажённости души, без всяких мирских побрякушек. Богу они не интересны – для Него интересен только ты сам, твоя душа. Так какой она будет? Это зависит от нас, и только лишь от нас. Бог поможет, но этой помощи надо хотеть, и о ней надо просить.

Христос пришёл в мир, для того чтобы услышать нас, услышать наши нужды, наши прошения. Он умалился до образа творения, дабы мы могли говорить с Ним. Он всё претерпел, Он всё знает, Он может понять и помочь. Поэтому будем просить Его о помощи и поддержке, дабы обрести её, пока не стало слишком поздно. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 14.02.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Марта 2019 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
18 Февраля 2018 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
05 Марта 2017 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
22 Февраля 2015 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
09 Марта 2014 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2013 - 1 воскресенье Великого поста – Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
26 Февраля 2012 - Invocavit – 1 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2010 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2009 - Invocavit - первое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)