МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Февраля 2018 года

Invocavit


Лк. З:7-9
Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Не было такого времени, в которое люди не стремились бы к богатству. Спрашивается, а в чём причина такого стремления? В значительной степени это связано с тем, что богатство обеспечивает безопасность и неприкосновенность. Я могу купить, что хочу; если я заболею, то могу лечиться в лучших клиниках и даже если я нарушу закон, то деньги, вовремя данные кому надо, могут существенно облегчить моё положение. И так далее. Итак, ощущение комфорта и безопасности. Но таковое может быть сопряжено не только с чисто мирскими сущностями, но и с духовными тоже. Как, например, у иудеев первого века. У них была избранность, у них было Откровение, у них был Закон, и у них был Храм. В силу всего этого они полагали себя всесторонне застрахованными. Волнения излишни. Мы – народ Бога, мы у Него на особом счету, поэтому Его милость нам обеспечена. Это убеждение вызревало веками, создавая приятную расслабленность и успокоенность. Но вдруг в это самоуверенное спокойствие врывается голос пророка Иоанна, устами которого Бог обратился к Своему народу после 400 лет молчания. И что же говорит Господь? Предельно неприятные вещи: «…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? … Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». О каком духовном комфорте, о каком чувстве безопасности можно после этого говорить? Вы думаете, что вы угодные Богу праведники?! Кто вам сказал такую глупость?! Вы - грешники, каждодневно оскорбляющие Бога! Поэтому покайтесь и измените свою жизнь, чтобы гнев Божий не смёл вас подобно тому, как ветер сметает сухие листья! Или, может быть, вы думаете, что для Бога вы представляете какую-то особенную ценность? Никоим образом. «Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Если Бог захочет, Он сметёт вас и произведёт другой народ, в большей степени соответствующий Его предначертаниям! Какое ужасное положение: думать, что у тебя всё хорошо и замечательно, а в результате оказаться перед реальностью совершенно иного свойства, реальностью, вызывающей страх и ужас! Неудивительно, что люди самых разных занятий, приходившие к Иоанну на Иордан, спрашивали его «а что нам делать?».

О, как же всё это актуально! Ведь и сегодня сознание своей праведности, правильности, особой угодности Богу живёт среди нас. И отнюдь не по причине каких-то праведных деяний, а просто в силу некоего статуса – например, принадлежности к тому или иному вероисповеданию. Мы православные, у нас вера чище и книги полнее, мы самые правильные и только у нас есть спасение. А мы лютеране – мы исповедуем чистое Евангелие, и именно мы самые правильные, потому что не исповедуем человеческих заблуждений. А мы – католики; по сравнению с нами все остальные вообще либо раскольники, либо еретики. Каждый думает, что просто в силу своего статуса он самый правильный и стоит к Богу ближе других. Но вот вопрос – а что думает об этом Господь? Да всё то же самое: «…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?». А почему Он так думает? Да хотя бы потому, что люди, столь гордящиеся своей правильностью и приближенностью к истине, разодрали на куски то, о чём Господь заповедал «Да будут все едино». Где же это единство? Нет его. Зато есть взаимная ненависть и неприятие. Знакомый мне католический священник рассказывал, что когда он начал своё служение в небольшом городке, встречные могли запросто плюнуть в его сторону. Но мы-то так себя не ведём. Мы - люди мирные, никого не обзываем, камнями не кидаем и вообще не совершаем никаких явных злодейств. И потому в каждом из нас живёт сознание своей добропорядочности, а соответственно и праведности. Но это заблуждение. Иисус заповедал ученикам молитву, которую мы именуем «Молитвой Господней», а из неё ясно следует, что нет ни единого дня, когда бы мы не согрешали и не нуждались в Господнем милосердии и прощении. Так о какой добропорядочности и праведности после этого можно говорить? Разумеется, можно игнорировать Слово Божие, и до какого-то времени, а именно, до конца земного бытия всё будет замечательно, но ведь настанет день встречи с Богом – день предстания перед Его судом. С чем же придём на этот суд, что сможем представить в свою защиту, в своё оправдание - неблагодарность и грехи? Но неблагодарность и грехи никак не могут быть названы добрыми плодами, а Господь устами Своего пророка говорит совершенно однозначно: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Так что у нас есть? Чем оправдаемся? Ужас в том, что лично у нас нет ничего. Вообще ничего. Мы – нищие. А то, что у нас есть, не принадлежит нам, ибо дано свыше. Единственное, что у нас есть, является не нашим достоянием, а достоянием Бога. Сие достояние – крест Господень. Мы не можем покрыть свои грехи своей же праведностью, ибо у нас нет праведности. Мы можем покрыть их только лишь праведностью Христа, отдавшего Себя в жертву за грехи всего мира, а, следовательно, и за грехи каждого из нас. Но может ли рассчитывать на праведность Христа тот, кто своими делами показывал, что не знает Его? Причём вопрос даже не в том, что сегодня я согрешил против одной заповеди, а завтра против двух и т.д., а в том, исполняю ли я, ученик Христа, свой долг, своё предназначение? Каков мой плод? Да и вообще, есть ли он или я остался пустоцветом – может быть и красивым, но совершенно бесполезным? Ведь именно об этом Господь предупреждает устами Иоанна: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Вот о чём стоит поразмыслить во время Великого Поста, который дан нам именно для того, чтобы мы задумались над тем, кто мы такие перед лицом Божиим: пустоцветы или деревья, принесшие добрые плоды. Потому что Царство Божие открыто не для пустоцветов…

Господь не хочет смерти грешника. Он хочет, чтобы грешник обратился и перешёл от смерти в жизнь. Вот почему через Иоанна Крестителя Всевышний указал путь, которым надлежит идти Его верным. Это осмысление правды о себе, это покаяние с сотворением плода, т.е. с изменением сознания и бытия. Когда умирает ближний, то рыдания у гроба во многом вызваны чувством вины – ты вёл себя недостойно, а теперь уже ничего нельзя исправить. Господь тоже умер, но именно для того, чтобы дать нам возможность что-то изменить и в себе и в своём бытии. У нас есть время для изменений, но оно не безгранично. И никто из нас не знает, когда настанет время его отшествия. Поэтому не надо ничего откладывать на некое туманное завтра, на потом. Не потом, а прямо сейчас можно и должно взглянуть на себя, чтобы понять, приносим ли мы плоды, угодные Господу. Если окажется, что нет, то поспешим покаяться в недолжном, поспешим на путь Истины и Жизни, пока ещё есть такая возможность. И пусть Господь умилосердится над нами и даст нашим душам созреть прежде, чем настанет час жатвы… Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 18.02.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

06 Марта 2022 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2021 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2020 - Invoсavit (Пастор  Д. Лотов)
10 Марта 2019 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
05 Марта 2017 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2016 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
22 Февраля 2015 - Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
09 Марта 2014 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2013 - 1 воскресенье Великого поста – Invocavit (Пастор  Д. Лотов)
26 Февраля 2012 - Invocavit – 1 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Февраля 2010 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2009 - Invocavit - первое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)