МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Апреля 2021 года

Quasi Modo Geniti


Дорогие братья и сестры,
В прошлое воскресенье, в торжество Праздника Пасхи мы с Вами размышляли над словами Апостола Павла, который в Первом послании Коринфянам пишет: “Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна” (1 Кор 15:14). Что означают эти слова Апостола? И почему для Апостола воскресение Христа является фундаментом нашей веры и нашего спасения? Да потому, что если бы Христос не воскрес – он был бы обычным безвинно пострадавшим праведником. А безвинно пострадавший праведник, как бы он ни был праведен – не смог бы нас искупить и спасти нас через свою крестную смерть. Он бы просто умер.

Человек не может искупить другого человека, потому что любой человек является грешником. А грешник не может искупить другого грешника – ведь он сам находится в таком же плачевном положении. Он сам тоже, по выражению того же Апостола Павла, “продан греху” (Рим 7:14). Именно поэтому нашего искупления нужен был не человек, а Истинный Бог и одновременно истинный человек, подобный нам во всем, кроме греха (Евр 4:15). Именно таким и является Иисус Христос.

И вот, как я уже сказал, если бы Христос не воскрес, то Он не был бы тем самым Истинным Богом и истинным человеком. Он был бы обычным человеком. А значит он не мог бы нас искупить и спасти. Если бы Он не воскрес, то и все Его слова о том, что Он принимает на Себя грехи мира и что всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь вечную жизнь (Ин 3:16-17) были бы просто пустым звуком.

Но Христос истинно воскрес! А значит он действительно Тот, кто, как Он утверждал, Он есть – Единородный Божий Сын. А значит Он действительно искупил нас от рабства греху и смерти. И значит всякий, кто уверует в Него, как Он и обещал, действительно наследует вечную жизнь. Вот почему справедливы эти слова апостола о том что Воскресение Христа – это фундамент нашей веры: “Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна”. Но Христос именно воскрес и поэтому наша вера не тщетна.

Итак, Воскресение Христа – основание нашей веры и нашего спасения. Именно поэтому враги Благой Вести во все времена либо старались отрицать Воскресение Христа, либо распространяли о нем ложь. Началось это еще с иудейских старейшин и первосвященников. Как свидетельствует Евангелист Матфей, они дали римским стражникам взятку, чтобы те лгали людям, будто бы ученики ночью выкрали тело Иисуса из гробницы (Мф 28:13). И, вероятно, некоторое время народ верит в этот обман. Но дальше происходит то, чего иудейские лидеры никак не могли ожидать.

В Иерусалиме начинают происходить удивительныем события (вспомним чудо Пятидесятницы!). И всякий раз в центре этих событий оказываются ученики Иисуса Христа. Те самые ученики, которые, якобы, выкрали тело Иисуса из гробницы и лгут всем, что Он воскрес. Как раз об одном из таких чудес мы с Вами читали сегодня в книге Деяний Апостолов: “[Хромой], увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов” (Деян 3:3-11).

Событие действительно из ряда вон выходящее. Парализованный, которые многие годы не был способен ни на что большее, кроме как сидя на земле просить милостыни, встает и ходит. И что еще удивительнее, встает и ходит он по слову тех самых учеников, которые, якобы, выкрали тело Иисуса из гробницы. И совершают это чудо они Именем того самого Иисуса Христа, который, якобы, не воскресал из мертвых, а значит есть просто обычный мертвый раввин, а не Воплотившийся Бог.

Будь я иудеем I-го века н.э. и одним из свидетелей этого удивительного события, у меня сразу возникло бы много вопросов. Например: если тот самый Иисус, как утверждают наши священники и старейшины, есть обычный мертвый праведник, а его ученики суть просто мошеники – то откуда у этих мошеников такая чудодейственная сила? И как они могут совершать чудеса именем того самого мертвого равви? Да, пусть и праведного мартвого равви... но все же именем мертвого человека чудо совершить невозможно! Согласитесь, все это не как не согласуется с той картиной, которую нам предлагают первосвященники и старейшины – что эти, якобы, обманщики выкрали из гробницы тело своего любимого учителя.

Но на этом, как мы с Вами сейчас убедимся, удивительные события не заканчиваются. Потому что после исцеления хромого эти «обманщики» – ученики Иисуса – начинают проповедовать. Но по какой-то странной причине эти чудотворцы проповедуют не себя самих, не свою силу, не свое могущество и не свои чудеса: «Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мёртвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлёт Он предназначенного вам Иисуса Христа” (Деян 3:12-20).

Итак, апостолы, начинают проповедовать того самого Иисуса Христа, тело которого они, якобы, выкрали ночью из гроба. У меня, как у иудея I в. сразу возникает вопрос: разве мошеники стали бы это делать — стали бы проповедовать об Иисусе (а не о себе!) - обладая такой невероятной чудодейственной силой? Думаю, любой мошеник, обладая такой силой, сразу потребовал бы почестей и славы (а также, наверное и денег!) именно для себя. И мошеник уж точно не стал бы исцелять бесплатно. Вы когда-нибудь видели, чтобы участники шоу “Битва экстрасенсов” прадлагали бы свои услуги бесплатно? Нет, потому что такие люди ищут славы и прибыли именно себе.

Но ученики делают не так. Они не ищут славы и внимания себе. Вместо этого они утверждают, что совершили это удивительное чудо не своей силой: “мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата”.

Апостолы проповедуют Иисуса Христа, распятого и воскресшего. А ведь такая проповедь, если подумать, им лично не принесла бы ничего кроме проблем. Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что уже во время земного служения Спасителя иудейские религиозные власти договорились: отлучать от синагоги тех, кто признает в Иисусе Мессию (Ин 9:22). А отлучение от синагоги для иудея I в. означало своего рода гражданскую смерть: это разрыв связей со своей общиной, с родными, со своей семьей.

Нам с Вами сейчас трудно понять, что это такое. Современнаянам культутра - культура скорее индивидуалистическая, сейчас ценится независимость личности, ценится индивидуальность. Хотя думаю, даже для любого из нас полный разрыв отношений со всеми родными и друзьями был бы весьма болезненным! А вот в те времена когда проповедовали апостолы, коллективная идентичность имела приоритет над индивидуальностью. Человек не мыслил себя вне своей общности: своей семьи, своего рода, племени, города, народа, религиозной общины и т.д.

С мной в Теологическом институте учится пастор из Казахстана. У него есть знакомый казах, принявший христианство, который говорил: «Вам, русским, хорошо. Вы если принимаете Христа – ничем особо не рискуете». Дело в том, что если казах принимает Христа – от него сразу же отрекается вся его родня и все его друзья. И если не считать христианской общины, в которую входит этот новобращенный казах - он остается в этом мире совершенно один. Все, кто был ему дорог обрубают с ним все связи. Вот примерно это ожидало иудея, отлученного от синагоги.

Итак, апостолы проповедуют Христа, перкрасно понимая, что эта проповедь может сделать их изгоями среди их соплеменников. И это если не считать потенциальных проблем от римских властей, связанных с проповедью этого нового вероучения. Конечно, до полномасштабных гонений на христиан было еще далеко, но уже в те времена власти к любым новым культам или новым сообществам относились с подозрением. Примерно как сейчас наши власти относятся с подозрением к тем, кого считают “иностранными агентами”.

В общем, если бы я был иудеем I в. н.э. я бы, конечно, очень удивился, увидев бывшего паралитика скачущим от радости. Но еще больше бы я удивился, услышав, как эти «обманщики» проповедуют Христа Воскресшего, прекрасно понимая, что такая проповедь не принесет им ничего хорошего. В самом деле: кто станет рисковать своим благополучием и безопасностью ради заведомой лжи?

Но тогда почему они проповедуют того самого Воскресшего Христа? Ответ напрашивается сам собой: потому что ученики не мошенники. Потому что ученики не выдумали Воскресение Христа. И не могли его выдумать. Потому что для них Воскресение Христа – это не искусный заговор и не благочестивый вымысел: это реальность, которую они пережили на опыте. И они проповедуют эту реальность Воскресения, потому что не могут (!) ее не проповедовать. А не потому, что рассчитывают на какие-то барыши от этой проповеди.

И доказательство тому – то, как они продолжают свою проповедь: «Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлёт Он предназначенного вам Иисуса Христа» (Деян 3:18-20).

Воскресение Христа для учеников это факт. Это реальность с которой они соприкоснулись в личном опыте. Но воскресение Христа это не какая-то “теоретическая” конструкция, которую нельзя применить к реальной жизни. Нет, Воскресение Христа имеет прямое отношение к каждому из их слушателей. Ведь Христос воскрес, а значит Он – действительно Тот, кто, как Он утверждал, Он есть – действительно Единородный Божий Сын. Тот Самый, пришествие которого предрекали Божьи пророки. Христос Воскрес, а значит Он - Тот Самый, который пришел спасти народ Израиля. И не только потомков Израиля, но и людей из всех народов и всех племен, которые уверуют в Него. И значит что, как Он и говорил, всякий верующий в Него действительно (!) не погибнет, но будет иметь Вечную Жизнь. Христос Воскрес, значит Он действительно есть тот самый Агнец Божий, который принимает на себя грехи мира. А значит и грехи каждого из нас с Вами.

И наконец, Христос воскрес, а значит Он снова грядет для Суда над нашим миром, для суда над живыми и мертвыми. И именно потому, что Христос второй раз придет в этот мир для Суда, Петр и призывает: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлёт Он предназначенного вам Иисуса Христа».

Не следует думать, что этот призыв, поскольку Петр проповедует перед иудеями I в. н.э. обращен только к ним – к тем самым иудеям. Он обращен ко всем людям, включая нас с Вами. К большому сожалению, поскольку грех все еще живет в нас, мы все еще грешим. А это означает, что мы все еще нуждаемся во Христе как в нашем Спасителе. Но это также означает, что покаяние для нас – это процесс длиною в жизнь, а не какой-то единоразовый акт. Христос умер за нас и воскрес для нас, а значит мы, помня о нашем Искуплении, Призвании и Избрании (Рим 8:30), должны всеми силами стараться очищать нашу жизнь от греха чтобы не обесценивать Крестную Жертву, принесенную Христом на Голгофе. Агнец Божий принял на себя наши грехи не для того, чтобы мы продолжали в этих грехах упорствовать: “покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши”.

Итак, подведем итоги. Христос действительно воскрес. А значит, перефразируя Апостола, “наша вера не тщетна”. Христос воскрес, а значит Он есть именно Тот, Кем Он называл себя с самого начала своего служения — Единородный Божий Сын, Истинный Воплотившийся Бог. Именно поэтому апостолы, совершив чудо Именем Иисуса Христа прямо говорят, что совершили это чудо не своей силой. И поэтому после совершения чуда они проповедуют о Воскресшем Христе, даже несмотря на то, что проповедуя Христа они сильно рискуют: своими связями с близкими людьми, своим благополучием, а в перспективе — своей свободой и даже жизнью. Но апостолы готовы идти на этот риск именно потому, что Воскресение Христа это не их выдумка. Воскресение Христа — реальность.

А воскресение Христа, которое есть прямое доказательство Его Божественности означает, что Он действительно есть Спаситель Мира, принявший наши грехи на себя. Но оно также означает, что Он грядет судить живых и мертвых, и что за все, что мы делаем в этом мире мы будем держать ответ перед Ним. Поэтому тот призыв, с которым апостолы обратились к своим слушателям — призыв покаяться и обратится — это призыв и к нам тоже.

Воскресение Христа означает, что Он — действительно Спаситель, принявший на себя наши грехи. Но оно также означает, что Он есть наш Царь, перед которым мы будем держать ответ за все, что мы делали в этом мире. Как сказал тот же Апостол Павел, мы куплены дорогой ценой (1 Кор 6:20). Я бы даже сказал: невероятно дорогой ценой. За нас умер Бог. Поэтому наша задача — прославлять Бога в наших телах и наших душах, бежать от греха и всеми силами стремиться ко Христу как к нашему Спасителю: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлёт Он предназначенного вам Иисуса Христа». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

07 Апреля 2024 - Quasi modo geniti (Пастор  Е. Романенко)
16 Апреля 2023 - 1-е воскресенье после Пасхи (Quasi modo geniti) (Пастор  Е. Романенко)
24 Апреля 2022 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
28 Апреля 2019 - 1 Воскресенье после Пасхи (Пастор  Е. Романенко)
08 Апреля 2018 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор  Г. Азиков)
03 Апреля 2016 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор  Г. Азиков)
07 Апреля 2013 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2010 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)