МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Апреля 2010 года

Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи


Ин.17, 9-21

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых  Ты дал Мне, потому что они Твои. И  всё Моё Твоё, и  Твоё Моё; и Я прославился  в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.

 

В прошлое  воскресенье мы с великой радостью отпраздновали день восстания из мёртвых нашего Господа и Спасителя. Наша радость вполне естественна, ибо в воскресении Христа мы имеем прообраз нашего собственного воскресения и подтверждение истинности всего того, что Он возвестил нам. Мы радуемся воскресению Христову, потому что именно этим воскресением стоит наша вера, опирающаяся не на память о Христе, и даже не на Книги Нового Завета, но на Самого Христа, Который и сегодня, согласно своему обетованию, пребывает с нами. Христос пребывает с нами: мы имеем возможность общения с Ним, но та миссия, ради которой Он сошёл в наш мир – евангельское благовествование – была передана Им ученикам, к числу которых относимся и мы. А это значит, что молитва Христа за учеников относится и к нам – к каждому из нас. О чём же говорит Господь в этой молитве? «Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Единство Отца и Сына – величайшая тайна нашей веры, ибо с одной стороны они общаются, как две разных личности, но в то же время являются единым целым. Это невозможно вместить с позиций человеческого разума, но, тем не менее, это так. К подобию этого единства призваны и Господни верные: каждый из нас совершенно самостоятелен, но тем не менее, все вместе мы должны составлять единое целое. Христос не случайно молит об этом, потому что без единства Церковь теряет свидетельствующую силу, т.е. становится неспособной надлежащим образом исполнить своё главное предназначение. Представим себе такую картину: два или даже три миссионера, принадлежащие к различным христианским исповеданиям, пытаются обратить к вере человека, ранее не имевшего никакого представления о Христе. Каков будет успех сего предприятия, если каждый будет говорить, что именно его путь является истиной, в то время как коллеги жестоко заблуждаются или лжесвидетельствуют? Скорее всего, обращаемый ничего не поймёт и либо просто сбежит, либо предложит достойным пастырям сначала договориться между собой, дабы прежде чем проповедовать, они пришли к какому-то единству мнений. И право же, ничто не подрывает авторитет Церкви столь сильно, как взаимные обличения, обвинения в ереси и всё прочее в том же роде.

Можно много говорить на тему о межконфессональных спорах и недолжном поведении служителей, ведущих таковые, однако, прежде чем рассуждать о спорах Церквей, подумаем о том, что Церковь не является абстрактной величиной. Любая Церковь состоит из конкретных людей, в том числе и из нас. Поэтому прежде всего надлежит начать с себя и спросить: а есть ли у нас то единство, о котором молится Христос?

Через неделю должно состояться общее собрание прихода. Не знаю, что и как будет на этот раз, но, как правило, сии собрания очень красноречиво свидетельствуют об отсутствии как единства, так и любви. Поливание грязью, лживые обвинения, феерические по степени глупости и некомпетентности требования – всё это наличествует там в избытке. Поистине не случайно сказал Христос: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Разумеется, с недолжными, несоответствующими духу и воле Христа явлениями можно и должно бороться, в том числе и очень жёсткими мерами. Можно отлучать от Причастия, можно исключать из общины – всё это возможно и в случае необходимости будет сделано. Однако, жёсткие меры - борьба с последствиями, а не с причинами. Причина же всего этого зла в том, что люди смотрят не на Христа, а на себя и рассматривают общину не как средство для служения Христу, но как средство для реализации своих амбиций. Как сказал один из наших прихожан, «нам хочется управлять». Эта фраза (а она не придумана) очень точно выражает сущность ситуации: «нам хочется». Т.е речь идёт не об исполнении того, что хочет Христос, а об исполнении того, что хочет человек. Но пока сие будет так, ни о каком единстве мечтать не приходится. А между тем, единство нам нужно, очень нужно. Более того. Оно является вопросом жизненной необходимости, потому что мы все находимся на войне; мы ведём сражение, которое не прекратится вплоть до последних мгновений существования этого мира. Христос говорит: «Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира». По сравнению с миром мы исповедуем иные истины, имеем иные цели, иные идеалы и, если всё сие действительно есть, то соответственно, мы должны иметь и иной образ жизни. Таковая инакость возбуждает в окружающих неприязнь, а то и ненависть. Это вполне естественно, потому что любое общество или группа, имеющая определённые представления о жизни, всегда будет относиться как к чужакам или как к изгоям к тем, чьи представления будут отличаться. Соответственно, возникнет желание тем или иным способом привести инакомыслящих к общему знаменателю. Таковое желание реализуется, как только к этому представляется хоть какая-то возможность. В сталинской России верующих просто уничтожали, в сегодняшней Европе их всячески ущемляют под вывеской толерантности или, выражаясь более точно, толерастии. И потому любое наше несогласие, любое проявление неприличествующих христианину чувств даёт нашим противникам дополнительные преимущества; дают им дополнительные возможности для дискредитации Церкви, как это, в частности, было в прошлом году, когда один из наших прихожан устроил здесь спектакль с голодовкой. Любое наше несогласие работает против нас, и мы бьём самих себя. Нужно ли это нам? Да и к этому ли мы призваны?

«Освяти их истиною Твоею: слово Твоё есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». Мы – падшие создания, своим недостоинством каждодневно оскорбляющие Божие величие. Ни в ком из нас нет истины. Она есть только у Бога, ибо Он и есть Истина. И если мы можем возвестить истину, то только лишь потому, что Он Сам сказал нам, что именно мы должны говорить. Отсюда следует, что ни при каких обстоятельствах мы не должны смотреть на себя – мы призваны смотреть на Христа; ни при каких обстоятельствах мы не должны возвещать себя – мы призваны возвещать только Христа; ни при каких обстоятельствах мы не должны жить так, как хотим мы сами – мы должны жить так, как этого хочет Христос. Как известно, прочная семья бывает там, где супруги смотрят не друг на друга, но в одну сторону. И мы тоже будем прочными, когда будем смотреть в одну сторону – на Христа.

Римско-католическая Церковь уже несколько лет проводит недели молитв о единстве христиан, в которых я неоднократно принимал участие в качестве представителя нашей Церкви. Цель, которой должны послужить эти дни, благая, но результативность нулевая, ибо единство заканчивается вместе с официальной частью, а далее всё остаётся по-прежнему. Ничего удивительного в этом нет, потому что единство не может быть создано путём официальных мероприятий. Его вообще невозможно создать. Создать можно только фальшивку, вывеску. Единство не может придти извне – оно может придти только изнутри через преображение, происходящие как следствие взирания на Христа, возвещения Его воли и жизни, соответствующей этой воле. Если мы действительно будем во Христе, то будет и единство. Как в межконфессиональном общении, так и на общих собраниях нашего прихода.

Мы  имеем возможность взирать на Христа, причём не на светлый образ, но на живого Христа. Мы имеем возможность пребывания в общении с Ним. И этой возможностью надо пользоваться постоянно, дабы воистину быть детьми Божьими, братьями и сёстрами в Господе Иисусе. Этой возможностью надо пользоваться, дабы среди нас умножились благодать и единство, и мы могли подобающим образом исполнить то, для чего предназначил нас Господь. «Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Аминь. 


Хоралы:

Другие проповеди по этому же поводу:

07 Апреля 2024 - Quasi modo geniti (Пастор  Е. Романенко)
16 Апреля 2023 - 1-е воскресенье после Пасхи (Quasi modo geniti) (Пастор  Е. Романенко)
24 Апреля 2022 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2021 - Quasi Modo Geniti (Пастор  Е. Романенко)
28 Апреля 2019 - 1 Воскресенье после Пасхи (Пастор  Е. Романенко)
08 Апреля 2018 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор  Г. Азиков)
03 Апреля 2016 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор  Г. Азиков)
07 Апреля 2013 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)