МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Апреля 2025 года
Quasi modo geniti
Ин.21, 15-19
15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.
19. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Последнее крупное сочинение нашего великого единоверца Иоганна Себастьяна Баха, называемое «Искусство Фуги», осталось незавершённым. Заключительная фуга обрывается подобно тому, как если бы человек умолк на полуслове. Сия незавершённость не была преднамеренной – руку композитора остановила смерть. Но вот что примечательно. На протяжении уже долгого времени означенная неоконченная фуга будит фантазию исполнителей. Многие органисты и дирижёры делали попытки дописать её. Почему они пытались это сделать? Потому что незавершённость, в чём бы таковая ни проявлялась, всегда воспринимается тягостно. Особенный дискомфорт причиняют незавершённые отношения – отношения, которые по какой-то причине были оборваны подобно тому, как смерть прервала работу Баха. Ты что-то недоговорил или недослушал – и эта недоговорённость и недослушанность ощущается как тяжкий груз. Желание избавиться от этого груза побуждает искать встречи даже спустя много лет после внезапного расставания. Причём, что самое удивительное, совершенно необязательно для того, чтобы восстановить отношения и продолжить общение в той форме, в какой оно существовало ранее. Иногда такая встреча бывает нужна только для того, чтобы разрешить диссонанс, чтобы поставить точку. Тем или иным образом, так или иначе, с восстановлением или наоборот, с окончательным разрывом, неоконченное должно быть завершено. Встреча, о которой повествует сегодняшнее Евангелие, является ни чем иным, как разрешением незавершённой ситуации. Вы помните, что во время Тайной вечери Христос предупредил Петра о предстоящем троекратном отречении: «…истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня». В тот момент Пётр не поверил Господу, ибо был исполнен совсем другим настроением. Он говорил, что готов за Христа идти в темницу и на смерть. Но жизнь подтвердила правоту Иисуса. Во дворе дома первосвященника Пётр трижды отрёкся от Господа. Раздавшийся в этот момент крик петуха напомнил ему о словах Спасителя, вызвав слёзы стыда и отчаяния. Евангелист Лука при описании этого момента добавляет, что, когда запел петух, Спаситель, обернувшись, посмотрел на Петра. Сей взгляд напомнил ему предсказание Тайной вечери и стал последним обращением Христа к Петру. Бывают случаи, когда взгляд может заменить слова – и это один из них. Самое ужасное для Петра заключалось в том, что он уже ничего не мог сказать в ответ. Оставались только слёзы бессильного отчаяния, происходящие из-за невозможности что- либо изменить.
Полагаю, что многим из нас знакомо такое чувство. Как правило, его причиной становится смерть. Ты совершил по отношению к кому-то несправедливость, ты осознаёшь её, хочешь покаяться, но это невозможно, потому что человек ушёл. И, сколько бы ты ни повторял слова, которые хотел и должен был произнести, сделать уже ничего нельзя. Альберт Швайцер, вспоминая о своих ближних, предваривших его в вечности, как-то сказал: «Сколько раз, стоя у их могил, я в раскаянии говорил слова, которые должен был бы сказать им при жизни». Петру повезло. Чудо воскресения Христова и явление воскресшего Спасителя ученикам открыли Апостолу возможность завершения. Это великая возможность, великое чудо, но до чего же трудно оказалось им воспользоваться! Ах, как непросто просить прощения, как непросто покаяться даже тогда, когда ты вполне осознаёшь свою вину! Однако Господь решает облегчить Своему ученику путь и начинает разговор Сам. Но сколь удивительно это начало! Он не спрашивает: «Почему ты так сделал? Почему отрёкся, хотя обещал быть верным?». Его вопрос звучит иначе: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?». Т.е уже неважно, что случилось в ночь предательства. Важно то, что есть здесь и сейчас. «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?». Пётр отрёкся трижды, и три раза Спаситель повторяет Свой вопрос. Тройной ответ Петра ставит точку в старой истории, и становится началом новой, в которой и Петру, и остальным ученикам суждено преобразиться в изменивших мир благовестников.
Разговор воскресшего Христа с Петром чрезвычайно важен для каждого из нас, потому что открывает перед нами возможность для нового начала в отношениях между собой и в особенности в отношениях с Богом. Пётр отрёкся от Спасителя. Мы делаем то же самое, ибо посредством недостойных деяний не словом, но делом утверждаем, что не знаем Господа. Однако, если Пётр после своего отречения полагал ситуацию необратимой, то для нас это не так, ибо мы знаем, что Христос воскрес из мёртвых, что Христос жив, и что Христос пребывает вовеки. Поэтому, подобно тому, как воскресение Господа открыло для Петра возможность нового начала, оно открывает такую возможность и для нас. И, точно также, как и для Петра, она открывается через покаяние. Необходимость покаяния очевидно, но на чём оно основывается? Просто на перечислении грехов? Нет. Потому что простое перечисление грехов ещё ничего не значит. Оно имеет смысл лишь тогда, когда вызвано любовью ко Христу. Это единственный критерий правильных отношений как со Спасителем, так и с ближними. Если любви нет, всё остальное ни к чему. Вопрос «любишь ли ты Меня?», когда-то обращённый к Петру, сегодня обращён к каждому из нас. Но как ответить на него? «Любовь долготерпит, милосердствует … не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» - так написал в Первом Послании к Коринфянам св.ап.Павел. Не сомневаюсь, что каждый из здесь присутствующих испытывал такое чувство по отношению к тому или иному человеку, и именно оно давало возможность для нового начала в случае разрыва. Осталось выяснить, есть ли оно по отношению ко Христу. Со времени Своего воскресения Господь живёт нашими проблемами. Он призывает нас открывать перед Ним свои нужды и, если мы это делаем, то откликается на наши прошения. Более того. Бывает и так, что Он участвует в нашей жизни даже тогда, когда мы не обращаем к Нему никаких прошений. Люди рассказывали мне о случаях, когда помощь и защита от Христа являлись совершенно неожиданно. Он поступает так, потому что любит нас. А вот любим ли мы Его? Живём ли Им так, как Он живёт нами? А если нет, то почему? Может быть, из-за недостаточности общения? Ведь и среди людей бывает также. Страсть может возникнуть мгновенно, ибо зависит от внешности. Любовь же приходит тогда, когда раскрывается душа. Что ж, если отсутствие любви определяется недостаточностью общения, недостаточностью познания Бога, то это преодолимо. Вопрос лишь в том, надо ли преодолевать? Ответ однозначный – надо. Потому что только любовь ко Христу может дать человеческой жизни новое начало как на земле, так и на небесах. На земле посредством этой любви к нам приходит прощение грехов и примирённость с Богом (как это было с Петром). На небесах же именно любовь в свой час откроет перед человеком начало нового бытия, вечного бытия – бытия, которому не будет конца…
«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: … Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
07 Апреля 2024 - Quasi modo geniti (Пастор Е. Романенко)
16 Апреля 2023 - 1-е воскресенье после Пасхи (Quasi modo geniti) (Пастор Е. Романенко)
24 Апреля 2022 - Quasi modo geniti (Пастор Д. Лотов)
11 Апреля 2021 - Quasi Modo Geniti (Пастор Е. Романенко)
28 Апреля 2019 - 1 Воскресенье после Пасхи (Пастор Е. Романенко)
08 Апреля 2018 - Quasi modo geniti (Пастор Д. Лотов)
23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор Г. Азиков)
03 Апреля 2016 - Quasi modo geniti (Пастор Д. Лотов)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор Г. Азиков)
07 Апреля 2013 - Quasimodogeniti (Пастор Д. Лотов)
11 Апреля 2010 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)