МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Апреля 2022 года

Quasi modo geniti


Ин.21,15-23
15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.
19. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?»
21. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что́ тебе до того? ты иди за Мною.
23. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»

Одно из самых сильных чувств, воздействующих на наше бытие – это чувство вины. Если ты действительно человек, а не просто нечто человекообразное, то сознание того, что по отношению к ближнему совершено нечто скверное, нечто недостойное, доставляет большие мучения. И даже может довести до психического расстройства. Не случайно судебная история знает немало случаев, когда люди, совершившие преступление, прежде всего убийство, добровольно отдавались в руки властей именно потому, что не могли выдержать гнёта вины. Чувство вины обладает огромной силой, но особенно оно страшно тогда, когда ты испытываешь его по отношению к умершему. Потому что как бы ты ни плакал и ни рыдал, как бы ни раскаивался в содеянном, изменить что-либо уже невозможно. Ты бы и рад исправить положение, но не можешь. И сознание собственного бессилия, невозможности обрести прощение, буквально сводит с ума. Смею предположить, что Пётр очень переживал из-за своего троекратного отречения от Христа. Ещё бы! Ведь во время Тайной Вечери он клялся, что за Господа готов пойти даже на смерть! А что дальше? Всего несколько часов спустя было сделано нечто совершенно противоположное. И, что самое главное, он вполне осознал, что совершил. Евангелист говорит нам, что, выйдя за пределы двора первосвященника, Пётр рыдал. С этого момента в его душе душе несомненно жило чувство вины, которое должно было сильно его мучить. А исправить что-либо было решительно невозможно – Господь распят, умер и погребён. Конец. Но вот, происходит нечто совершенно невероятное: Христос воскресает, является ученикам. Он жив, Его отношения с будущими апостолами продолжаются. Но является Он на непродолжительное время и всем вместе, так что ни о каком индивидуальном общении речь не идёт. Однако, настаёт день, о котором мы читали в сегодняшнем евангелии – день, когда Господь обращается не ко всем ученикам, а непосредственно к Петру. И то, что Он при этом говорит, совершенно невероятно. Несомненно, что если бы Иисус был просто человеком, Он наверняка стал бы спрашивать Петра, почему тот поступил так скверно, раскаивается ли он, ну и всё прочее в духе проработки заблудшей овцы на каком-нибудь партийном или профсоюзном собрании. Но Христос - Бог Истинный, и потому спрашивает нечто совсем другое, только один вопрос: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?». Вопрос задаётся трижды, что вполне понятно – ведь отречение также было троекратным. Но дело не в этом, а в том, что вопрос Господа касается самой главной сущности в отношениях человека и Бога. Любишь ли ты Меня? Этот вопрос обращён не только к Петру, но к каждому из нас, ибо в ответе на него открывается самое главное в наших отношениях с Небесным Отцом. Пётр согрешил, отрёкся, но ведь он оказался в поистине страшных обстоятельствах. Что сделали остальные ученики, когда Христа арестовали? Разбежались. Что сделал Пётр? Последовал за Христом и даже вошёл во двор первосвященнического дома. Смелый, мужественный человек. Но при этом только человек, запас сил которого ограничен. И когда его стали опознавать, как спутника Иисуса, когда перспектива быть арестованным стала вполне реальной, этих сил не хватило. Христос знал о недостаточности сил Петра, потому и предсказал ему отречение. А теперь подумайте о том, что мог бы сказать Господь каждому из нас. Представьте, что вы принимаете Таинство Крещения или конфирмируетесь - не формально, а предельно искренне. Вы исполнены желания идти по пути истины и святости, и потому отвечаете уверенное «да» на вопросы священника. Но тут вам является Господь, Который говорит об ожидающих вас падениях и недостойных деяниях. Хороший был бы холодный душ, не правда ли? Наверное, в этом случае в душе возник бы сильный протест, и мы бы воскликнули наподобие Петра: «Да никогда в жизни! Господи, мы с Тобою – отныне и навсегда!». А что потом? А потом выяснилось бы, что всё было предсказано правильно. Увы, в жизни каждого из нас сделано много скверного. И вот, согрешив, а, проще говоря, напакостив, мы приходим ко Господу. Почему же Он принимает нас? Да и принимает ли? Принимает, но не всех, а только лишь тех, чья душа живёт сущностью, выраженной Петром: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя!». Именно этим определяется всё. Потому что тот, кто любит, тот действительно Господень, тот действительно Его достояние. Бог, желающий, чтобы мы уподоблялись Ему, есть любовь. Именно поэтому Он хочет от нас возрастания в любви. Соответственно, носящий в душе это чувство, действительно уподобляется Ему. Вот почему именно любовь даёт возможность прощения и нового начала, даёт новую надежду, даёт силы для служения Господу, для деяний во славу Его. Но эта слава – где же она? Где слава Божия? Обычно её пытаются искать там, где воздвигаются огромные изукрашенные церкви, но это ошибка. Камни всегда останутся не более чем камнями, как бы их ни соединили между собой, какими бы изображениями ни покрыли. Слава Божия там, где посредством верных, через их служение ближним является Божественная любовь. Посмотрите на жизнь Петра. Он служил. При этом Писание свидетельствует, что его путь не был безошибочным. Но он не упорствовал в своих ошибках. Любовь ко Господу помогала ему выходить на правильную дорогу, помогла остаться верным до конца, до мученической кончины, которая, кстати, также была предсказана Господом: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя и поведёт, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога».

Но вот что интересно. Во время явления Христа ученикам на озере Геннисаретском предсказание получил не только Пётр, но и Иоанн. Причём сие предсказание было настолько необычным, что ученики решили, что Иоанн не умрёт. И Пётр спросил абсолютно прямо: «Господи, а он что?». На что получил ответ, также чрезвычайно важный для каждого из нас: «Если хочу, чтобы пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». Что это значит? Что тебе нет дела до других. Тебе дано поручение, которое надо исполнять – вот и исполняй. У другого верного может быть совершенно иной путь, но это его путь, а не твой. Поэтому не надо спрашивать о том, что к тебе не относится. Ты любишь Господа? Ты доверяешь Ему? Если так, то какая тебе разница, что будет с другим служителем? Ты должен делать то, что поручено тебе. Господь одаривает всех верных, но одаривает неравномерно. Выражаясь словами известной притчи, кому-то даёт 10 талантов, кому-то 5, а кому-то и вовсе один. Так вот, если тебе дано пять, не завидуй тому, кому дано десять, но и не превозносись над тем, кому дан один. Действуй тем, что имеешь сам, памятуя о том, что Господь возлагает на каждого верного крест сообразно его силам.

Мы согрешаем, оступаемся, падаем. Но Господь любит нас, и, если мы любим Его, то соединяющее нас взаимное чувство даёт нам возможность встать, очиститься и идти дальше, с полной самоотдачей служа Ему через ближнего. В этой жизни можно потерять многое, но не следует слишком сильно из-за этого переживать, потому что сегодня потерял, завтра приобрёл. Но вот любовь к Господу нельзя терять ни в коем случае, потому что без неё всё остальное теряет смысл. «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». Аминь


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 24.04.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

11 Апреля 2021 - Quasi Modo Geniti (Диакон  Е.Романенко)
28 Апреля 2019 - 1 Воскресенье после Пасхи (Диакон  Е.Романенко)
08 Апреля 2018 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор  Г. Азиков)
03 Апреля 2016 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор  Г. Азиков)
07 Апреля 2013 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2010 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)