МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Апреля 2023 года

1-е воскресенье после Пасхи (Quasi modo geniti)


1 Коринфянам 15:1-10
1. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2. которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4. и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5. и что явился Кифе, потом Двенадцати;
6. потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7. потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8. а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

Сегодня, в 1-е Воскресенье после Пасхи нам следует размышлять об апостолах как о свидетелях Воскресения Христова. В церковных календарях сегодняшнее воскресенье имеет интересное название: "Quasi modo geniti", что с латинского переводится так: "...Как новорожденные младенцы". Это отсылка к словам из 1-го послания Св. Ап. Петра, который призывает нас: "...Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Петра 2:2-3).

Однако, не правда ли, довольно необычный выбор лозунга дня для такой темы? Новорожденные младенцы и свидетельство о Воскресении Христа - казалось бы, какая может быть связь между этими двумя явлениями?

Ну что же, давайте попробуем разобраться. И для этого посмотрим на тот отрывок из 1-го Послания Коринфянам Св. Павоа, который мы с Вами услышали сегодня.

Посмотрим для начала на первую часть этого отрывка. Вот что Апостол пишет коринфской общине: "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали" (1 Коринфянам 15:1-2).

Итак, Павел напоминает коринфянам о Евангелии, точнее — напоминает им само Евангелие. Но вот вопрос: зачем? Разве он уже не проповедовал им то же самое Евангелие? И разве все эти истины не самоочевидны для коринфян, коль скоро они христиане?

Меж тем, дорогие братья и сестры, напоминать Евангелие необходимо. Потому что люди имеют склонность забывать даже важные сведения, если часто к ним не возвращаются. А здесь - сведения не просто важные, но бесконечно важные. И нет никакого греха в том, чтобы самые важные сведения постоянно напоминать, не только людям, но и самому себе.

Римский политик и писатель Катон Старший очень настойчиво продвигал в Римском обществе идею о том, что заклятый враг Рима - город Карфаген - должен быть уничтожен. И в конце каждой своей речи он обязательно добавлял: "... и кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен!". И он делал так всегда, даже если тема его речи не имела никакого отношения к собственно Карфагену или к войнам Карфагена с Римом. Так что фраза Катона "Карфаген должен быть разрушен" ("Carthago delenda est") стала крылатой, она означает настойчивость и несгибаемость намерения.

Вот примерно так поступает и Павел. Самое важное в Благой Вести он считает нужным снова и снова напоминать, снова повторять. И, кстати, если мы далее посмотрим на текст этой главы 1-го Коринфянам (гл. 15, ст. 12 и далее) - мы увидим, что это повторение было необходимо. Ведь в Коринфской общине некоторые верующие начали сомневаться в Воскресении мертвых, а это одно из главнейших положений христианской веры.

Однако, дорогие братья и сестры, есть еще одна причина, по которой Павел снова и снова напоминает не только коринфянам, но и всем нам содержание той самой Благой Вести. Он говорит: "... Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял...".

Фактически Апостол говорит коринфянам: "Не я придумал эту Благую Весть. Я лишь передал вам то, что сам принял от Христа и от Его Верных Свидетелей. Я - говорит Апостол - не вправе ничего изменять или дополнять в этой Благой Вести".

Павел передал Евангелие коринфянам ничего не добавляя и ничего не убавляя, точно так же, как это Евангелие было передано самому Павлу. А всё потому, что Апостол сам принял все эти сведения от непосредственных очевидцев событий. То есть - и это очень важно, дорогие братья и сёстры - Апостол еще раз подчеркивает цепочку живого свидетельства. И эта цепочка свидетельства идет от непосредственных очевидцев событий - самих учеников Христа, своими глазами увидевших Его Воскресение - Павлу и далее к коринфской общине.

А вот почему эта цепочка свидетельства, а самое главное - неизменность этого свидетельства - так важна? А вот почему: "...[Это Евангелие] которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам".

Спасение - говорит Апостол - напрямую зависит от того, верует ли человек в Евангелие, сохраняет ли человек в своем сердце и в своем уме именно эту неизменную благую весть о Смерти и Воскресении Христа. Фактически Апостол в очередной раз напоминает нам, что чистота веры (то есть знание того, во что ты веришь, знание основных положений своей веры) - необходима для Спасения.

Кому-то это положение может показаться чересчур радикальным, кому-то - в высшей степени занудным. Но именно об этом говорит Апостол и от этого никуда не деться: наше спасение напрямую зависот от того, насколько хорошо мы осознали, поняли, приняли и применили к себе Евангелие - Благую Весть о Христе, распятом за наши грехи и воскресшем ради нашего оправдания. Это как раз тот случай, когда (если можно так выразиться) от вероучительной настройки нашего сердца и нашего ума зависит и конечный результат - наше Спасение.

Именно поэтому Апостол даже более категоричен, но уже в другом своём послании - Послании к Галатам. Он говорит: "... Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" ("анафема" - т.е. церковное проклятие, Галатам 1:8-9). То есть Апостол даёт понять, что он передаёт коринфянам истины веры от Самого Христа и от Его Апостолов - без каких бы то ни было искажений.

О том, почему искажения в вере так опасны и почему они ведут к искажениям и в каждодневной жизни, мы с вами еще поговорим чуть позже. А пока давайте посмотрим на содержание той самой Благой Вести, которую Павел завещает коринфской общине (а также и нам) хранить в неизменности: "...Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам" (1 Коринфянам 15:3-7);

Здесь в нескольких строках кратко и сжато отражено столько, что по каждому слову и по каждому положению можно написать отдельную большую проповедь. Ведь здесь крайне важно практически каждое положение.

Например, Апостол говорит: "... что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию...". В этой фразе подчеркивается важнейшая истина Христианской веры: Крестная Смерть Иисуса Христа за наши грехи, а также Его Воскресение из мертвых, которое является прообразом и нашего с Вами воскресения.

А кроме того, Апостол обращает внимание на историческую укорененность Нового Завет в Ветхом Завете - и это снова к вопросу об исторической цепочке свидетельства. Павел подчеркивает: Новый Завет не возник на пустом месте - он имел историческую связь преемтсвенности с Законом Моисея и Ветхозаветными пророками, которые и предсказали Крестную Смерть и Воскресение Христа.

И наконец, тот факт что Воскресший Христос "... явился Кифе, потом двенадцати (и т.д.)" - снова говорит о той самой непрекращающейся цепочке живого свидетельства о Христе и свидетельства о Спасении, которое Христос дарует. То есть Павел снова подчёркивает живую актуальную связь, а не какие-то абстрактные теории.

И вот, давайте посмотрим дальше, что говорит Павел о том самом Евангелии, о котором он снова свидетельствует коринфянам: "...потом [Христос] явился Иакову, также всем Апостолам а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали" (1 Коринфянам 15:7-11).

Павел говорит коринфянам о своём служение благовестника, т.е. распространителя Благой Вести о Христе. Однако, странным образом сам Апостол при этом он подчеркивает, что его собственная роль в деле благовествования сводится к минимуму: "Не я - говорит он - [потрудился, но] благодать Божия, которая со мною".

То есть, Павел акцентирует внимание вот на чём: решающую роль в деле благовествования играет благодать, которая есть ни что иное как безвозмездный Божий Дар милости к падшему и грешному человечеству. Эта милость была явлена людям в Крестной Жертве Иисуса Христа, и именно принятие людьми этой Крестной Жертвы - т.е. фактически - применение людьми этой милости к себе - ведет людей к Спасению и Вечной Жизни.

Но Павел не "управляет" Благодатью. Дар благодати исходит от Бога. Всё, что от Павла требуется - нести в мир Благую Весть, чтобы эта Божья Благодать распространялась всё далее и далее среди людей. Не Павел "вырабатывает" Благодать - это Бог дарует её людям, в том числе через благовествование Павла. Точно так же, как не Павел придумал Евангелие. Всё, что требуется от Павла - передать нам Евангелие в неизменном виде: "Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали".

Итак, если подвести своеобразные итоги по этому отрывку: Апостол не только снова напоминает коринфской общине основные положения христианской веры, но и подчёркивает цепочку живого свидетельства о Воскресении Христа.

В словах Павла - краткое и ёмкое изложение истин христианской веры, которое в некотором роде аналогично Апостольскому символу веры (мы с Вами читаем его на каждом богослужении). И ведь именно для этого в Церкви во все времена формулировались те самые Символы веры: чтобы каждый человек мог через многократное повторение запомнить, что составляет суть христианского вероучения. И именно поэтому, кстати, доктор Лютер рекомендовал личную утреннюю молитву начинать с чтения Апостольского символа веры.

Потому что вера в Евангелие и осознание Евангелия - Благой Вести о смерти Христа за наши грехи и Его Воскресении ради нашего оправдания - необходимо нам для Спасения.
Ну что же, что из этого следует для нас с Вами?

Павел не зря напоминал корифнской Общине то самое Евангелие, которое он в свое время им благовествовал. Ведь люди имеют склонность забывать даже очень важные вещи. И поэтому первый важный вывод из этого отрывка вполне можно сформулировать словами д-ра Лютера: "Нам нужно слышать Евангелие каждый день, потому что мы каждый день его забываем". Нам нужно каждый день напоминать себе о Евангелии. Нам нужно каждый день приобщаться к Божьему Слову. Каждый день помнить (а если нужно - напоминать себе!) о том, что Христос умер за наши грехи и воскрес ради нашего оправдания.

А вот почему вера в эту Благую Весть и осознание этой Благой Вести настолько важно для нас?

Потому что - как я уже говорил, но хочу подчеркнуть еще раз - чистота веры действительно важна для нашего Спасения. "[Евангелием - говорит Апостол - вы] и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали".

Таким образом, вот что требуется от верующего: знать первоосновы своей веры, сердцевиной которой является Евангелие. Знать, во что ты веришь. Может быть, кому-то это покажется банальным, кому-то - занудным, кому-то - даже оскорбительным, но сохранять чистоту веры в своём сердце и в своём разуме необходимо.

И это не какие-то отвлечённые теории, это самая что ни на есть практика. Потому что лжепроповедники и лжеучителя во все времена очень хорошо умели пользоваться невежеством христиан. Например, в XIX в. американский проповедник Джозеф Смит якобы нашел некие новые священные тексты. В числе прочего эти тексты говорили о том, что Христос после своего воскресения посещал Американский континент; что Христос и сатана - родные братья; и что Бог вообще не един, но во вселенной существует множества богов, которые вместе со своими многочисленными божественными супругами живут на разных планетах. В результате появилась секта мормонов, которая не только распространяет такого рода лжеучения, но и считает нормой такую варварскую и недопустимую для Божьих верных практику как многоженство. Зато вот употребление чая или кофе они считают тяжким грехом. И самое печальное, что Дж. Смиту удалось привлечь множество последователей, многие из которых до этого были благоверными христианами.

Секта мормонов - это всего лишь один из примеров того, как искажения в вероучении ведут к вполне практическим последствиям. Таких примеров можно привести еще великое множество. А поэтому не стоит думать, что знание основ нашей веры - это какие-то "высокие теории", не имеющие отношения к каждодневной жизни. Господь Христос однажды сказал: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Матфея 12:30). Так вот, чтобы собирать со Христом, а не расточать с разного рода фантазёрами и фанатиками, нам нужно знать, чему именно Христос учил и какое учение Он передал апостолам. Чтобы не спутать Христа с дешевыми подделками под Христа.

Как сказал еще во II в. известный христианский апологет Тертуллиан: "Не нужно ничего более, кроме как сохранять то, во что уверовал". Так вот, у нас нет необходимости ничего изобретать и ничего придумывать. Все, что нам нужно знать для Спасения Христос передал своим Апостолам, а те - ведомые Святым Духом - впоследствие зафиксировали эти сведения в Писании Нового Завета. В частности поэтому Павел и говорит: "[Я] первоначально преподал вам [то], что и сам принял" и "я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали".

И, кстати, здесь можно вспомнить и тот лозунг сегодняшнего дня, с которого мы начали: "Как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко". Молоко матери это самое простое, чистое и естественное, что можно предложить младенцу. Вот и мы должны стать такими младенцами и для нас таким Словесным Молоком должно стать Слово Божие, о котором всё тот же Пётр говорит чуть ранее в том же послании: "Слово Божие живое, пребывающее вовек".

Итак, если вернуться к Павлу, он снова и снова подчеркивает живую преемственность свидетельства (он передал коринфянам то, что и сам принял) - а значит и нам с вами следует осознавать эту живую цепочку преемственности, по которой прошла Благая Весть - от пророков и апостолов к нам - современным христианам. А это накладывает на нас большую ответственность: мы должны хранить и - если потребуется - передавать Евангелие другим людям. Эта цепь преемственности Живого Свидетельства о Христе не должна прирываться.

Каждому из нас в этой жизни так или иначе придется свидетельствовать о нашей вере, говорить о ней с окружающими нас людьми. И вот здесь мы должны чётко понимать, что на нас лежит ответственность. Мы должны осознавать, что мы - как и Павел в своё время - должны благовествовать именно то, что нам передано и сохранено Апостолами.

"Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял" - говорит Павел. Вот так же в благовествовании следует поступать и нам. Не мы придумали Евангелие. И не нам его менять в угоду нашим собственным пожеланиям или капризам слушающих нас людей.

К несчастью, именно по этому пути пошли наши заблуждающиеся братья и сестры из многих церквей в Европе и США. Они не просто нормализвали, но даже благословляют в своих церквах такие пороки, о которых еще апостолы писали, что они "не должны даже упоминаться в Церкви" (Ефесянам 5:3). К примеру, в США в некоторых церквях детские библейские занятия уже ведут т.н. "drag queens", т.е. мужчины, переодетые в женскую одежду. В результате иногда становится не совсем понятно, что же в такой новой и "прогрессивной" вере осталось от того христианства, которое проповедовали апостолы.

Так вот, мы не должны повторять таких ошибок наших заблуждающихся братьев и сестер. Мы не должны менять Евангелие в угоду нашим слушателям, в угоду окружающему нас Обществу. Напротив, мы должны благовестововать именно то Евангелие, которое оставили нам апостолы - чтобы через это Евангелие менять мир вокруг себя.

Итак, давайте подведём итоги. В услышанном нами сегодня отрывке из 1- го послания Коринфянам, Павел снова и снова напоминает коринфской общине о той Благой Вести, которую он им проповедовал. Он говорит о Евангелии - Благой Вести о смерти Христа за наши грехи и Его воскресении ради нашего оправдания. При этом Апостол одчёркивает цепочку преемственности живого свидетельства о Воскресении Христа, потому он сам принял эту благую весть от непосредственных очевидцев событий.

И это напоминание Евангелия необходимо, потому что люди порой забывают даже очень важные сведения. А Евангелие Христа - сведения не просто важные, но бесконечно важные, поскольку именно вера в это Евангелие, принятие этого Евангелие и сохранение этого Евангелия в чистоте в своем разуме и в своём сердце ведет нас к Спасению в Иисусе Христе.

Во все времена разного рода фанатики и лжеучителя прекрасно умели пользоваться невежеством христиан. И чтобы не стать жертвами таких лжеучителей, нам нам следует всегда помнить Евангелие, всегда актуализировать его в своей жизни, постоянно к нему возвращаться. Нам нужно хранить это Евангелие в чистоте, потому что именно это Евангелие и есть залог нашего спасения. Нужно изучать Слово Божие и вникать в Него, размышлять над Ним. Пусть для нас с Вами основной духовной пищей станет Евангелие, как для новорожденного младенца пищей является материнское молоко.

И самое главное: если нам придется свидетельствовать о нашей вере - мы должны свидетельствовать именно о той вере, которую передали нам сами Апостолы Христа, которая и зафиксирована в Новом Завете. Если мы проповедуем, мы не должны проповедовать ничего другого кроме той самой апостольской веры.

Павел говорит: "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам". Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 16.04.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

07 Апреля 2024 - Quasi modo geniti (Пастор  Е. Романенко)
24 Апреля 2022 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2021 - Quasi Modo Geniti (Пастор  Е. Романенко)
28 Апреля 2019 - 1 Воскресенье после Пасхи (Пастор  Е. Романенко)
08 Апреля 2018 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
23 Апреля 2017 - QUASI MODO GENITI (Пастор  Г. Азиков)
03 Апреля 2016 - Quasi modo geniti (Пастор  Д. Лотов)
12 Апреля 2015 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
27 Апреля 2014 - Как новорождённые младенцы. Проповедь на Воскресенье QUASIMODOGENITI (Пастор  Г. Азиков)
07 Апреля 2013 - Quasimodogeniti (Пастор  Д. Лотов)
11 Апреля 2010 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2009 - Quasimodogeniti – 1 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)